Система охлаждения двигателя ваз 21213 нива схема
Устройство охлаждения двигателя и подмена охлаждающей воды ВАЗ-21213
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
Плотность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка.
Впускной клапан нормально открыт (зазор меж ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при всем этом система сообщается с расширительным бачком.
При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – ворачивается назад.
Впускной клапан запирается при резком повышении давления в системе (закипание воды), при всем этом выпускной клапан также закрыт.
Он раскрывается, когда давление в системе достигнет примерно 0,5 кгс/см 2 , что увеличивает температуру кипения воды и уменьшает ее утраты.
Термический режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора.
На карбюраторном движке вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей воды.
На движке, снаряженном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и врубаются по команде электрического блока управления движком.
Насос охлаждающей воды – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем.
Корпус насоса – дюралевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с бессрочным припасом смазки. Внешнее кольцо подшипника стопорится винтом.
На фронтальный конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка.
Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до внешнего торца ступицы обязано быть 84,4±0,1 мм.
При установке крышки с прокладкой инспектируют и зазор 0,9–1,3 мм меж лопастями крыльчатки и корпусом насоса.
Для этого можно пользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, потом снимают крышку и определяют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.
Не допускается осязаемый рукою осевой и круговой свободный ход в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника либо самоподжимного сальника насоса рекомендуется подменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.
Перераспределением потоков воды управляет термостат с жестким термочувствительным элементом.
На прохладном движке клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует лишь по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.
Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок обогрева карбюратора (на движке 21213) либо дроссельного узла (на движке 21214).
При температуре 78–85°С клапан начинает передвигаться, открывая главный патрубок; при всем этом часть воды циркулирует по большенному кругу, через радиатор.
При температуре около 90°С главный клапан на сто процентов раскрывается, а байпасный – запирается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя.
Ход основного клапана должен составлять не наименее 6,0 мм. Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть прохладным, пока температура воды (по указателю) не достигнет 80–85°С, и жарким, когда она поднимется до 85–90°С.
Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере плотности, деформации патрубков его подменяют.
Радиатор состоит из 2-ух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и 2-ух горизонтальных рядов круглых дюралевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами.
Для увеличения эффективности охлаждения пластинки штампуются с насечкой.
Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний.
В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей воды. Для наилучшего обдува радиатора предусмотрены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов).
На движке 21213 главный футляр вентилятора состоит из 2-ух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора.
Перед радиатором установлен доп направляющий футляр. На движке 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.
Расширительный бачок сделан из полупрозрачного целофана, что дозволяет зрительно надзирать уровень воды (на 3–5 см выше метки «MIN» на прохладном движке).
Для контроля температуры охлаждающей воды в головку цилиндров двигателя ввентят датчик, связанный с термометром на приборной панели.
В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен доп датчик температуры, выдающий информацию для электрического блока управления движком.
В систему охлаждения заливается охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше -40˚ в количестве 10,7 л..
Подмена охлаждающей воды
Работу проводим на прохладном движке. Открываем кран отопителя.
Отворачиваем пробку радиатора. Подставляем емкость и подготавливаем шланг внутренним поперечником 16 мм.
В левом нижнем углу радиатора отворачиваем пробку и через шланг сливаем жидкость из радиатора.
Для слива воды из двигателя накидным ключом «на 13» отворачиваем пробку на левой стороне блока цилиндров и сливаем жидкость, прижав этот же шланг к отверстию блока
Для осушения расширительного бачка отсоединяем его крепление.
Открываем пробку и, приподняв бачок, сливаем охлаждающую жидкость через радиатор.
Заворачиваем сливные пробки, возвращаем расширительный бачок на пространство. Охлаждающую жидкость заливаем через радиатор до верхней кромки заливной горловины.
Заливаем жидкость в расширительный бачок до уровня на 3–4 см выше отметки MIN.
Пускаем движок, доливаем жидкость. Прогреваем движок с закрытой пробкой радиатора.
Опосля остывания охлаждающей воды проверяем ее уровень. По мере необходимости доливаем.
Источник: avtomechanic.ru
Система охлаждения двигателя
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Плотность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка. Впускной клапан нормально открыт (зазор меж ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при всем этом система сообщается с расширительным бачком. При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – ворачивается назад. Впускной клапан запирается при резком повышении давления в системе (закипание воды), при всем этом выпускной клапан также закрыт. Он раскрывается, когда давление в системе достигнет примерно 0,5 кгс/см 2 , что увеличивает температуру кипения воды и уменьшает ее утраты. Термический режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На карбюраторном движке вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей воды. На движке, снаряженном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и врубаются по команде электрического блока управления движком.
Система охлаждения карбюраторного двигателя
Система охлаждения впрыскового двигателя
1 – расширительный бачок;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – труба отвода воды от радиатора отопителя;
4 – шланг отвода воды от радиатора отопителя;
5 – кран отопителя;
6 – радиатор отопителя;
7 – шланг подвода воды к радиатору отопителя;
8 – шланг подвода воды к блоку обогрева карбюратора;
9 – шланг отвода воды от блока обогрева карбюратора;
10 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции;
11 – перепускной (байпасный) шланг термостата;
12 – крышка насоса охлаждающей воды;
13 – крыльчатка вентилятора;
14 – датчик температуры охлаждающей воды для композиции устройств;
15 – подводящий шланг радиатора;
16 – радиатор;
17 – пробка радиатора;
18 – сливная пробка радиатора;
19 – футляр вентилятора;
20 – отводящий шланг радиатора;
21 – ремень привода насоса охлаждающей воды;
22 – корпус насоса охлаждающей воды;
23 – шланг подачи охлаждающей воды в насос;
24 – термостат;
25 – шланг подвода охлаждающей воды к дроссельному узлу;
26 – шланг отвода охлаждающей воды от дроссельного узла;
27 – датчик температуры охлаждающей воды для системы впрыска;
28 – крыльчатка электровентилятора;
29 – электродвигатель;
30 – футляр электровентиляторов.
Насос охлаждающей воды – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – дюралевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с бессрочным припасом смазки. Внешнее кольцо подшипника стопорится винтом. На фронтальный конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до внешнего торца ступицы обязано быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой инспектируют и зазор 0,9–1,3 мм меж лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно пользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, потом снимают крышку и определяют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.
Не допускается осязаемый рукою осевой и круговой свободный ход в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника либо самоподжимного сальника насоса рекомендуется подменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.
Перераспределением потоков воды управляет термостат с жестким термочувствительным элементом. На прохладном движке клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует лишь по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок обогрева карбюратора (на движке 21213) либо дроссельного узла (на движке 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает передвигаться, открывая главный патрубок; при всем этом часть воды циркулирует по большенному кругу, через радиатор. При температуре около 90°С главный клапан на сто процентов раскрывается, а байпасный – запирается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не наименее 6,0 мм.
Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть прохладным, пока температура воды (по указателю) не достигнет 80–85°С, и жарким, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере плотности, деформации патрубков его подменяют.
Радиатор состоит из 2-ух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и 2-ух горизонтальных рядов круглых дюралевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для увеличения эффективности охлаждения пластинки штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей воды.
Для наилучшего обдува радиатора предусмотрены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов).
На движке 21213 главный футляр вентилятора состоит из 2-ух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен доп направляющий футляр. На движке 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.
Расширительный бачок сделан из полупрозрачного целофана, что дозволяет зрительно надзирать уровень воды (на 3–5 см выше метки «MIN» на прохладном движке).
Для контроля температуры охлаждающей воды в головку цилиндров двигателя ввентят датчик, связанный с термометром на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен доп датчик температуры, выдающий информацию для электрического блока управления движком (см. здесь).
Система отопления описана здесь.
Видео
Источник: lada-niva.ru
Как работает остывание на ВАЗ 2121 Нива?
Длительность эксплуатации двигателя джипа Нива почти во всем зависит от того, как отлично работает остывание ВАЗ-2121. Ведь перегрев — 1-ый неприятель агрегата, ведущий к дорогостоящему ремонту.
Вот почему так принципиальна исправность узлов и частей охладительного контура. Чтоб уметь их обслуживать и выявлять неисправности, необходимо разобраться, из чего же состоит схема и как работает остывание Нивы.
Устройство охладительной сети кара
Система охлаждения ВАЗ Нива является довольно действенной и фактически не перетерпела конфигураций с момента собственного сотворения. В нее входят последующие агрегаты и элементы:
Контроль температуры в сети охлаждения двигателя Нивы осуществляется различными методами. В карбюраторной модели ВАЗ-21213 в головку цилиндров встроен датчик, связанный с термометром на приборной доске. На модели ВАЗ-21214, где горючее подает инжектор, имеется 2-ой датчик, встроенный в патрубок на головке цилиндров. Он связан с контроллером, готовящим топливную смесь зависимо от нагрева агрегата и включающим вентиляторы.
Еще есть 2 отличия в конструкции охлаждения моторов с карбюратором и инжектором:
- на машинках с прямым впрыском горючего на радиаторе установлено 2 электронных вентилятора заместо 1 механического;
- патрубки для обогрева нижней части карбюратора в модели 21214 обеспечивают нагрев блока дроссельной заслонки.
В карах ВАЗ-2131 Шевроле Niva система охлаждения в целом подобна обыкновенной Ниве с инжектором. Радиатор отопителя ВАЗ-2131 не оборудован краном, из-за чего же через него ежегодно протекает антифриз.
Принцип деяния
Схема охлаждения Нивы работает под давлением, так как в обыкновенном режиме не сообщается с атмосферой. Охладительная жидкость — антифриз с температурой замерзания -40 °С. Представляет собой раствор воды с этиленгликолем, количество для наполнения системы — 10,7 л. Закипает он тоже при завышенной температуре, +110 °С.
Главным элементом в работе системы является термостатический клапан, распределяющий потоки воды зависимо от нагрева двигателя. Снутри термостата имеется заслонка, управляемая термочувствительным элементом. При нагреве он перемещает заслонку, открывая сгустку иной путь. В целом схема работает по последующему методу:
В летнее время и переходный период в машинках ВАЗ-21213 и 21214 проход охлаждающей воды через радиатор отопителя ограничивается краном. На Chevrolet Ниве такового крана нет, отключение подогрева делается методом перенаправления потока воздуха мимо теплообменника.
Вероятные неисправности
Чтоб избежать проблем с перегревом двигателя, нужно надзирать и обслуживать охладительную систему Нивы.
Следует почаще инспектировать уровень антифриза в расширительном бачке. Ввиду надежности охлаждения дефектов в ней случается не настолько не мало:
- Когда кар нагревается до предела в всякую погоду, а патрубки основного радиатора прохладные, то сломался термостат. Элемент не ремонтируется, лишь изменяется.
- Электронные вентиляторы врубаются как попало, в том числе на прохладном движке, а при перегреве могут и не запуститься. Это означает, что вышел из строя и подлежит подмене датчик, передающий данные о температуре контроллеру.
- Когда указатель на панели выдает неточные данные либо не указывает температуру, нужно поменять 2-ой датчик, стоящий в головке цилиндров.
- Повсевременно понижается уровень воды в бачке. Нужно находить и устранять протечку на патрубках либо в одном из радиаторов.
Принципиально временами инспектировать наличие свободного хода оси водяного насоса. Его возникновение гласит о износе подшипника, нужно как можно резвее поменять помпу.
Источник: korchim.ru
Система охлаждения двигателя ваз 21213 нива схема
Система охлаждения двигателя
1 – отводящий шланг радиатора; 2 – термостат; 3 – перепускной шланг термостата; 4 – шланг отвода воды к насосу; 5 – отводящая трубка радиатора отопителя салона; 6 – подводящий патрубок радиатора отопителя; 7 – шланг отвода воды с обогрева впускной трубы к блоку обогрева карбюратора; 8 – блок обогрева карбюратора; 9 – расширительный бачок; | 10 – отводящий патрубок рубахи охлаждения; 11 – шланг от радиатора к расширительному бачку; 12 – подводящий шланг радиатора; 13 – левый бачок радиатора; 14 – пробка радиатора; 15 – сердцевина радиатора; 16 – крыльчатка радиатора; 17 – сливная пробка; 18 – резиновая опора радиатора; 19 – правый бачок радиатора; 20 – насос охлаждающей воды; 21 – шланг подвода воды в насос |
ВАЗ-21213 (Нива). Проверка уровня плотности воды в системе охлаждения
Корректность заправки системы охлаждения проверяется по уровню воды в расширительном бачке, который на прохладном движке (при 15–20° С) должен находиться на 3–4 см выше метки «MIN», нанесенной на расширительном бачке.
Уровень воды рекомендуется инспектировать на прохладном движке, потому что при нагревании ее размер возрастает и у прогретого двигателя уровень воды может существенно подняться.
1. По мере необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей воды. Для воды Тосол А–40, которая употребляется на карах ВАЗ, плотность обязана быть 1,078–1,085 г/см3.
2. Если уровень воды в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы, то долейте дистиллированную воду.
3. Если плотность обычная – долейте жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения.
4. Если плотность воды в системе охлаждения ниже нормы, а кар будет эксплуатироваться в прохладное время года, то нужно поменять охлаждающую жидкость.
ВАЗ-21213 (Нива). Заправка системы охлаждения охлаждающей жидкостью
Заправка делается при смене охлаждающей воды либо опосля ремонта двигателя.
1. Cнимите пробки с радиатора и расширительного бачка, откройте кран отопителя.
2. Отсоедините шланг отопителя (верхний) от штуцера на кузове кара.
3. Залейте охлаждающую жидкость (10,7 л) в радиатор (жидкость заливается по верхнюю кромку заливной горловины) до возникновения течи из шланга и штуцера отопителя.
4. Соедините шланг отопителя со штуцером и поставьте на пространство пробку радиатора. Долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок и закройте его пробкой.
5. Для удаления воздушных пробок запустите движок и дайте ему поработать на холостом ходу до температуры охлаждающей воды, равной температуре открытия основного клапана термостата (80±2)° С. При всем этом входной и выходной патрубки радиатора должны быть жаркими.
6. Опосля остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей воды.
7. Если уровень ниже обычного, а в системе нет следов подтекания, то долейте жидкость.
ВАЗ-21213 (Нива). Регулировка натяжения ремня привода насоса
Схема проверки натяжения ремня привода насоса
При обычном натяжении ремня прогиб А под усилием 98 Н (10 кгс) должен быть 10–15 мм, а прогиб В – в границах 12–17 мм под этим же усилием. |
Натяжение ремня проверяется его прогибом меж шкивами генератора и насоса либо меж шкивами насоса и коленчатого вала.
1. Ослабьте гайки крепления генератора, сместите его от двигателя (для роста натяжения) либо к движку (для уменьшения натяжения) и затяните гайки крепления.
2. Поверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке и проверьте натяжение ремня.
3. Не следует допускать лишнего натяжения ремня, чтоб не вызвать увеличения нагрузок на подшипники генератора.
Источник: sinref.ru
Система охлаждения каров ВАЗ Нива
Срок обычной эксплуатации кара существенно зависит от свойства охлаждения ДВС и его узлов. Потому значимость исправности охладительного контура переоценить трудно. Грамотное сервис систем вентиляции и охлаждения довольно обычное, если знать схему подходящих узлов.
Устройство системы охлаждения ДВС и узлов
Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 21213 Нива (также моделей 2131, 21214) полностью ординарна и практически не изменялась с момента разработки. Узел относится к жидкостному типу с закрытой принудительной циркуляцией охладителя. На карбюраторных системах вентилятор имеет механический привод. В инжекторной схеме предусмотрены 2 электровентилятора на Ниве 2131. Главные узлы схемы охладительного узла:
- Помпа механическая. Устанавливается в блоке цилиндров (БЦ) впереди, крыльчатка отчасти погружена в жидкость охлаждения (работает при помощи ременной передачи).
- Термостат смонтирован справа от (БЦ). Его патрубки отходят к радиатору и водяной рубахе.
- Радиатор и два пластмассовых бачка с обеих сторон с фронтальной части двигателя.
- Вентилятор с воздушным смешивателем на внутренней стороне радиатора.
- Расширительный бачок с крышкой и клапанами, присоединенный к радиатору патрубком.
- Теплообменник отопления салона с краном.
Контроль за температурой в системе охлаждения в различных моделях Нивы различается. В модели 21213 с карбюраторным движком датчик встроен в головку цилиндров с индикатором на приборной панели. В ВАЗ Нива 21214 (инжекторный движок) датчик размещен в патрубке на головке цилиндров.
Он также связан с узлом, который готовит топливную смесь относительно температуры силовой установки и включает вентиляторы. Очередное отличие от общей схемы находится в ВАЗ 2131: радиатор не оборудован краном слива и рассчитан на постоянную циркуляцию антифриза.
Принцип функционирования
Система остывание моделей ВАЗ Нива не контактирует с атмосферой в рабочем состоянии, потому просит давления. Охладительной жидкостью выступает антифриз с точкой замерзания – 40 градусов Цельсия. Состав раствора – вода и этиленгликоль. Общий размер контура охлаждения – 10,7 литра. Закипание антифриза может быть опосля температуры в +110 градусов Цельсия.
Главным многофункциональным узлом в системе стал термостатический клапан, который распределяет поток охладителя зависимо от температуры двигателя. Термостат, управляемый термочувствительным датчиком, регулирует направления движения антифриза. Упрощенно схема работы смотрится последующим образом:
- До разогрева ДВС до рабочей температуры (+90 градусов Цельсия) охладитель при помощи помпы двигается по малому контуру (радиатор отопления салона, термостат, силовая установка).
- Заслонка раскрывается в сторону огромного контура, где размещен радиатор, при температуре + 80 градусов Цельсия. Опосля практически весь охладитель {перемещается} по большенному контуру, в главном охлаждаясь через радиатор.
- Маленькое кольцо не блокируется, но поступает в него минимум антифриза за счет патрубков наиболее малого поперечника.
- В модели 2121 вентилятор смонтирован на ось водяного насоса и повсевременно направляет поток воздуха на (БЦ). Вентиляторы охлаждения в Ниве 21214 и 2131 парные с электронным приводом. Активизируются попеременно либо совместно при помощи температурного датчика (температура включения – около 100 градусов Цельсия).
- Излишек антифриза при нагреве направляется в расширительный бачок, увеличивается давление в системе, что понижает порог закипания охладителя.
В летнюю пору и в переходные периоды в моделях с инжектором движение охладителя ограничено особым краном. В модели Нива Chevrolet отсутствует таковой блокиратор, потому отключение подогрева реализуется направлением воздушных потоков мимо теплообменника.
Вероятные задачи и их предпосылки
Как и всякую систему кара, контур охлаждения необходимо часто надзирать и поменять изношенные детали. Первым показателем вероятных заморочек будет уровень охладителя в расширительном бачке. Главные поломки систем охлаждения моделей ВАЗ Нива:
- Наибольший нагрев двигателя при прохладных патрубках основного радиатора значит поломку термостата. Деталь ремонту не подлежит, лишь подмена.
- Электронные вентиляторы в инжекторных системах врубаются бесконтрольно либо не запускаются совершенно. Это показатель поломку датчика, который передает данные контролеру.
- Неисправный датчик на головке цилиндров провоцирует неправильные данные на панель управления либо их полное отсутствие.
- Неизменное понижение уровня антифриза показывает на утечку кое-где в контуре.
Полезное видео
В моделях с механическим вентилятором принципиально надзирать возникновение вероятного свободного хода оси водяного насоса. При его наличии следует очень стремительно поменять помпу.
Источник: djeeprus.ru
Система охлаждения двигателя авто ваз НИВА ВАЗ21213 и ВАЗ-21214
1. Датчик температуры охлаждающей воды для системы впрыска горючего.
2. Подводящий шланг радиатора.
3. Пробка бачка.
4. Расширительный бачок.
5. Пробка радиатора.
6. Шланг от радиатора к расширительному бачку.
7. Рубаха охлаждения.
8. Заливная горловина.
9. Впускной клапан пробки.
10. Выпускной (паровой) клапан пробки.
11. Левый бачок радиатора.
12. Сердцевина радиатора.
13. Правый бачок радиатора.
14. Крыльчатка вентилятора.
15. Турбулизатор.
16. Резиновая опора радиатора.
17. Футляр вентилятора.
18. Ремень вентилятора.
19. Отводящий шланг радиатора.
20. Насос охлаждающей воды.
21. Шланг подачи охлаждающей воды в насос.
22. Термостат.
23. Перепускной шланг термостата.
24. Трубка отвода воды от радиатора отопителя.
25. Шланг отвода воды от блока обогрева карбюратора.
26. Шланг подвода воды к блоку обогрева карбюратора.
27. Шланг отвода воды от радиатора отопителя.
28. Шланг подвода воды к радиатору отопителя.
29. Резиновая вставка.
30. Входной патрубок (от радиатора).
31. Главный клапан.
32. Корпус термостата.
33. Перепускной клапан.
34. Патрубок перепускного шланга.
35. Патрубок подачи охлаждающей воды в насос.
36. Крышка термостата.
37. Поршень.
38. Крышка насоса.
39. Упрямое уплотнительное кольцо сальника.
40. Сальник.
41. Подшипник валика насоса.
42. Ступица шкива вентилятора.
43. Стопорный винт.
44. Валик насоса.
45. Корпус насоса.
46. Крыльчатка насоса.
47. Приемный патрубок.
I. .Схема работы термостата.
А. Температура воды наименее 80oС.
В. Температура воды от 80 до 94oС.
С. Температура воды наиболее 94oС.
Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей воды. Система заполняется охлаждающей жидкостью Тосол Д-40 аква веществом антифриза Тосол-А (насыщенный этиленгликоль с противокоррозионными и антивспенивающими присадками плотностью 1,078-1,085 г/см2).
В систему охлаждения заправляется 10,7 л, включая систему отопления салона кузова. Уровень воды в расширительном бачке должен быть на 3-4 см выше метки “MIN”, проверяется на прохладном движке (при 15-20оС).
Для контроля температуры охлаждающей воды имеется датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель на щитке устройств.
Система охлаждения включает: насос 20 охлаждающей воды, рубахи охлаждения блока и головки цилиндров, термостат 22, вентилятор, радиатор, расширительный бачок 4, трубопроводы и шланги.
При работе двигателя жидкость, подогретая в рубахах охлаждения, поступает через выпускной патрубок по шлангам 2 и 23 в радиатор либо термостат зависимо от положения клапанов термостата. Дальше охлажденная жидкость всасывается насосом 20 и подается вновь в рубахи охлаждения.
Насос охлаждающей воды – центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала конусновидным ремнем привода генератора.
Корпус 45 и крышка 38 насоса отлиты из дюралевого сплава. В крышке в подшипнике 41, который стопорится винтом 43, установлен валик 44. Подшипник 41 двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой Литол-24 при сборке и в предстоящем не смазывается.
На валик с одной стороны напрессована металлическая крыльчатка 46, а с иной – ступица 42 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высочайшей частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной сальника через резиновую манжету. Сальник 40 неразборный, состоит из внешной латунной обоймы, резиновой манжеты и пружины. Сальник запрессован в крышку 38 насоса. Насос приводится в действие конусновидным ремнем 18.
Вентилятор представляет собой шестилопастную крыльчатку 14, изготовленную из пластмассы, которая крепится болтами к ступице 42 шкива привода насоса. Лопасти вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Для наилучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 17, который крепится болтами к кронштейнам радиатора.
Радиатор и расширительный бачок. Радиатор разборный, с пластмассовыми бачками 11 и 13, с 2-мя рядами дюралевых горизонтальных трубок и дюралевыми охлаждающими пластинами. Сердцевина 12 радиатора уплотняется с бачками резиновыми прокладками. Для наилучшей эффективности охлаждения воды в трубки инсталлируются турбулизаторы 15. Радиатор устанавливается на резиновые опоры 16 и крепится болтами к передку кузова. Заливная горловина радиатора запирается пробкой 5 и соединяется шлангом с полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 4. Пробка радиатора имеет впускной 9 и выпускной 10 (паровой) клапаны, через которые радиатор соединяется с расширительным бачком. Впускной клапан 9 не прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей воды в расширительный бачок при нагревании и охлаждении двигателя.
При закипании воды либо резком увеличении температуры из-за маленькой пропускной возможности впускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и запирается, разобщая систему охлаждения с расширительным бачком. При увеличении давления при нагревании до 50 кПа раскрывается выпускной клапан 10, и часть охлаждающей воды перепускается в расширительный бачок.
Термостат и работа системы охлаждения. Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный термический режим работы двигателя. При рациональном термическом режиме температура охлаждающей воды обязана быть в границах 85-95оС. Величины температур, поддерживаемые термостатом, указываются на его донышке.
Термостат 22 состоит из корпуса и крышки, которые завальцованы совместно с седлом основного клапана 31. Термостат имеет три патрубка: входной патрубок для впуска охлаждающей воды от радиатора патрубок перепускного шланга 23 для перепуска воды из головки цилиндров в термостат и патрубок для подачи охлаждающей воды в насос 20.
Главный клапан 31 установлен на стакан термоэлемента, в каком завальцована резиновая вставка 29. В резиновой вставке находится металлической полированный поршень, закрепленный на недвижном держателе. Меж стенами и резиновой вставкой находится термочувствительный жесткий наполнитель. Главный клапан 31 прижимается пружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 33, поджимаемый пружиной.
Термостат, зависимо от температуры хлаждающей воды, автоматом включает либо отключает радиатор системы хлаждения и перепускаем жидкость через радиатор либо минуя его
На прохладном движке при температуре охлаждающей воды ниже 80оС главный клапан закрыт, перепускной открыт. При всем этом жидкость циркулирует по шлангу 23 через перепускной клапан 33 в насос 20, минуя радиатор (по малому кругу). Сиим обеспечивается резвый прогрев двигателя.
Если температура воды увеличивается выше 94оС, жесткий наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую вставку 29 и выдавливает поршень, перемещая главный клапан 31 до полного открытия. Перепускной клапан 33 на сто процентов запирается. Жидкость в этом случае циркулирует по большенному кругу: из рубашек охлаждения по шлангу 2 в радиатор и дальше по шлангу 19 через главный клапан термостата поступает в насос 20, которым вновь направляется в рубахи охлаждения двигателя.
В границах температур 80-94оС клапаны термостата находятся в промежных положениях, и охлаждающая жидкость циркулирует как по малому, так и по большенному кругам. Величина открытия основного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторе воды, чем достигается лучший термический режим работы двигателя.
Источник: spbdc4u.ru