Родственные тональности к соль минору

Родственные тональности. Как найти родство тональностей для мажора и минора

Родственные тональности. Общая информация

Родственные тональности – очередной пласт теоретической базы, нужный музыканту для наиболее грамотного и осмысленного сочинения музыки. Понимая, как они работают, вы можете работать с композицией и аранжировкой не на интуитивном, а осознанном уровне, придумывая огромное количество разных ходов для непосредственно вашей песни. В данной для нас статье мы тщательно поведаем, что такое схожие тональности, как они определяются, и дадим всю нужную теоретическую базу для осознания предмета.

Что такое схожие тональности

Для начала сходу же стоит сказать, что параллельные и схожие тональности – это не одно и то же. Если параллельными именуются те ключи, нотки в каких совпадают, то родство в музыке определяется по-другому.

Неважно какая палитра содержит внутри себя семь ступеней, которые определяются тем, в котором порядке идут нотки в ключе. Главные из их – это 1-ая, 4-ая и 5-ая – тоника, субдоминанта, и доминанта. Не считая этого, в тональности есть устойчивые ступени – это 1-ая, 3-я и 5-ая, и неуравновешенные – это все другие.

Родственные тональности – это ключи, которые имеют схожие аккорды относительно друг дружку. При всем этом трезвучия должны быть построены по натуральному либо гармоническому звукоряду – другими словами, не быть расширенными, уменьшенными, с удержанием, и так дальше.

Что относится к схожем тональностям

Если вы видите, что в 2-ух различных тональностях употребляется один и этот же аккорд – то эти ключи родственны друг к другу. При всем этом существует три степени родства, которые определяются зависимо от места аккорда в звукоряде. Если аккорд на хоть какой ступени в одной тональности является тоникой для иной – то это считается первой степенью родства. 2-ая – когда трезвучие просто находится в тональности. 3-я – отсутствие общих аккордов совершенно.

Как найти родство тональностей

Для примера возьмем палитру до-мажор. Построив ее по натуральному звукоряду, мы получим последующие нотки:

Нам более увлекательны 5 ступеней – II, III, IV, V, VI. Седьмая ступень не является схожей, поэтому что через нее выстраивается лишь аккорд со знаком альтерации. Обратившись к кругу тональностей, мы получим последующие аккорды:

При всем этом, если мы используем палитру гармонического мажора – понижаем шестую ступень ступень – то, у нас возникает аккорд Fm. Итого мы имеем 6 аккордов – и, соответственно, 6 тональностей.

Родственные тональности первого порядка находятся по заглавиям этих трезвучий, так как они являются тониками в их палитрах. Другими словами, схожими к до-мажору являются последующие ключи:

Ре-минор, Ми-минор, Фа-мажор, Фа-минор, Соль-мажор и Ля-минор.

Родственные тональности второго порядка должны просто содержать внутри себя хотя бы один из этих аккордов в собственной политре. В случае с до-мажором к ним относятся:

Ре-мажор – общий аккорд Ми-минор.

Си-бемоль-мажор – общий аккорд Ре-мажор.

Ми-бемоль-мажор, Ля-бемоль-мажор, Ре-бемоль-мажор – общий аккорд Фа-минор.

Попробуйте сами отыскать общие тональности второго порядка для до-мажора.

Родственные тональности на кварто-квинтовом круге

Снутри круга тональностей вы можете отыскать лишь схожие ключи первого порядка. Для этого для вас необходимо избрать желаемую тональность, отойти от нее один сектор как по часовой стрелке, так и против, и выделить область из 6 входящих в этом поле ключей. Это – не только лишь перечень аккордов в тональности, которую вы избрали, да и ключи с родством первого порядка. Если ваша тональность минорная – то просто изберите параллельный ей мажор.

2-ой порядок можно получить похожим методом. Если области из 6 аккордов, входящих в тональность, пересекаются вместе, то это схожие тональности второго порядка.

Родственные тональности мажора

Родственные тональности мажора размещены на последующих ступенях хоть какой палитры:

VI – тут находится параллельная минорная тональность. Если она понижена – то она выстроена по гармонической субдоминанте, и является минорной

II – минорная тональность, параллельная субдоминанте

III – параллельная доминанте минорная тональность

Родственные тональности минора

Родственные тональности минора размещены на этих ступенях:

III – параллельная мажорная тональность

VI – параллельная мажорная тональность субдоминанты

V – доминанта, или гармоническая мажорная тональность.

VII – мажорная тональность, параллельная доминанте.

Направьте внимание на то, что в мажоре схожие тональности отсутствуют на седьмой ступени, а в миноре – на 2-ой.

Источник: pereborom.ru

Таблица тональностей

Буквенное обозначение звуков и тональностей

Мажорные тональности

До мажор — С-dur Фа мажор — F-dur
Ре мажор — D-dur Си бемоль мажор — B-dur
Ля мажор — A-dur Ми бемоль мажор — Es-dur
Ми мажор — E-dur Ля бемоль мажор — As-dur
Си мажор — H-dur Ре бемоль мажор — Des-dur
Фа# мажор — Fis-dur Соль бемоль мажор — Ges-dur
До# мажор — Cis-dur До бемоль мажор — Ces-dur
Соль мажор — G-dur

Минорные тональности

ля минор — a-moll соль минор — g-moll
си минор — h-moll до минор — c-moll
фа# минор — fis-moll фа минор — f-moll
до# минор — cis-moll си бемоль минор — b-moll
соль# минор — gis-moll ми бемоль минор — es-moll
ре# минор — dis-moll ля бемоль минор — as-moll
ля# минор — ais-moll ми минор — e-moll
ре минор — d-moll

Параллельные тональности

Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности — тональности схожие по звучанию, но разные по наименованию.

Энгармонически равные мажорные тональности:

Энгармонически равные минорные тональности:

Смотрите остальные статьи этого раздела:

29.03.2015 в 14:02 олег высказался:

Я не узрел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что нужно нет!

05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:

Здрасти. Напишите непосредственно какая тональность Вас интересует, я Для вас отвечу.

21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:

В таблице пропущены тональности – G-dur и e-moll

21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:

19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:

Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы создать отдельную статью, где построены различные аккорды в различных тональнастях?

19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:

Здрасти, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Для вас поменять на тональность си мажор, энгармонически они равны, а символов будет меньше — 5 диезов.

Написания таковой статьи в ближайших планах нет.

30.08.2017 в 04:52 мне нужно выстроить д7 с воззваниями в 24тональностях а всюду почему то нахожу по 30 тональностей в вебе.почему? высказался:

Я ненамеренно в имени написал собственный вопросец.

25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:

Ребят по сути всё выше перечисленное весьма полезно, и нужно для внедрения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостающего осознания темы оставляет нехорошие отзывы.

08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:

ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.

К огорчению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусочками. Дочка совершенно не осознает, что это и что от нее желают.

02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:

G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите пристально

09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:

Спасибо! Весьма нужная статья, сохранила

16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:

Какие знаки в Фа бемоль миноре?

21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:

21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:

21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:

Разберём тональность фа бемоль минор. Итак, в тональности фа минор – 4 бемоля, а в фа бемоль миноре на 7 бемолей больше, другими словами 4+7=11b. Кто-то может сказать, что такое не быть может. Отвечаю – может!! В фа бемоль миноре 4 дубль-бемоля: это -сиbb, миbb, ляbb и реbb. Также сольb, доb и фаb.

22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:

Тональности с огромным (наиболее 6) количеством главных символов можно поменять на тональность с наименьшим количеством символов. Основное, чтоб сумма начальных и заменённых символов равнялась 12-ти, также чтоб они были обратными. К примеру если у вас 8 бемолей, то делаем: 12-8b= 4# (фа бемоль мажор 8b. А ми мажор – 4#). Такие тональности именуются энгармонически равными, другими словами равными по звучанию. Но по наименованию и по записи нот (палитры) – они различные.

05.10.2019 в 21:17 Макс высказался:

По моей инфы нотка си обозначается латинской буковкой H, а не буковкой B. Буковкой B по моей инфы обозначается нотка сиb, но не си.

09.01.2020 в 00:36 Василий высказался:

скажите строй А moll подступает для романтичной музыки?

23.01.2020 в 11:51 Женек высказался:

какие нотки идут в тональностях? ничего не написано, наименования я и сам понимаю

04.04.2020 в 17:52 илия высказался:

07.04.2020 в 21:50 Юлия высказался:

Подскажите, пожалуйста, схожие тональности для ми минор

Источник: ru.any-notes.com

Родственные тональности

Хоть какой гитарист, который владеет желанием мастерски выдумывать композиции, должен разбираться в схожих тональностях. Если вы будете знать, каким образом они работают, у вас покажется возможность заниматься аранжировкой хорошо, создавая огромное число вариантов ходов для той либо другой песни.

Что же все-таки это такое

Сперва необходимо подчеркнуть, что данный термин не надо путать с параллельными тональностями (тут употребляются ключи с совпадающими нотками). Что касается родства в гитарной музыке, то тут все по-иному.

Любая палитра владеет семью ступенями. Они определяются очередностью нот в ключе. Главные нотки – 1-ая, 4-ая и 5-ая. Также тон имеет устойчивые ступени – первую, третью и пятую. К неуравновешенным относятся все остальные.

Тональности с ключами, владеющими схожими аккордами, именуются схожими. Все трезвучия должны быть построены по натуральному либо гармоническому звуковому ряду (без расширений, уменьшений либо удержаний).

Вы узрели в 2-ух хороших друг от друга тональностях одно и то же трезвучие? Означает можно прийти к выводу, что данные ключи являются схожими. Выделяют три разновидности родства. Любая из их зависит от того, на каком месте в звуковом ряде размещается аккорд. Таковым образом:

  • 1-ая степень родства – если аккорд на какой угодно ступени в одной тональности представляет собой тонику для другого;
  • 2-ая – когда аккорд просто есть в тональности;
  • 3-я – общих трезвучий нет совершенно.

Каким образом определяется

Разглядим палитру до-мажор. Нас заинтересовывают все ступени со 2-ой по шестую. Седьмую ступень трогать не будем, потому что она не относится к схожем. Получаем Dm, Em, F, G, Am.

При использовании палитры гармонического мажора и снижении 6-ой ступени имеем фа-минор. В итоге у нас 6 трезвучий, а означает, и 6 тональностей.

1-ая степень родства определяются по наименованиям данных аккордов, поэтому что они – тоники в их палитрах. Выходит, схожие ключи по отношению к до-мажору: Dm, Em, F, Fm, G и Am.

2-ая обязана иметь хотя бы одно из трезвучий в своей политре. В нашем варианте:

Как еще найти

Для определения схожих тональностей можно применять кварто-квинтовый круг.

В кварто-квинтовом круге изберите нужную высоту нот, совершите отступ на одно деление по часовой стрелке и в оборотном направлении. Опосля этого отметьте участок из 6 входящих в данное поле ключей. Так находится 1-ая степень родства. Если имеете дело с минором, подберите параллельный ему мажор. А если участки из 3-х пар трезвучий имеют общие пересечения, то это родство второго порядка.

Ниже будет таблица, в какой обозначено, на каких ступенях находятся схожие тональности для мажора и минора:

Источник: akkordam.ru

Одноименные тональности в музыке

Одноименные тональности – это тональности, которые имеют схожую тонику, но обратное ладовое наклонение. К примеру, одноименными являются До мажор и до минор либо Ре мажор и ре минор. У этих тональностей совпадает тоника – До либо Ре, но одна из этих тональностей мажорная, а иная минорная.

Одно имя на две тональности

Любой человек имеет имя и фамилию, другими словами, для того чтоб именовать личность, необходимо непременно сказать эти два элемента. Подобно же и с тональностями: в заглавии хоть какой тональности есть два элемента: тоника и лад. И это тоже типичные имена.

Одноименные тональности имеют одно и то же имя, другими словами одну тонику. И придумать примеры одноименных тональностей ничего не стоит: Фа-диез мажор и фа-диез минор, Соль мажор и соль минор, Ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор. Возьмите всякую тонику и присовокупите к ней поначалу слово «мажор», а потом слово «минор».

Чем различаются одноименные тональности?

Различия проще всего выявить на примерах. Возьмём и сравним две тональности – До мажор и до минор. В До мажоре нет никаких символов, это тональность без диезов и бемолей. В до миноре имеются три бемоля – си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль. Главные знаки в случае, если они неопознаны, можно выяснить по квинтовому кругу.

Как следует, до минор по сопоставлению с До мажором имеет три различающиеся ступени, в нем 3-я, шестая и седьмая ступени низкие.

Ещё один пример – тональности Ми мажор и ми минор. В Ми мажоре – четыре диеза, в ми миноре лишь один диез. Сходу направляет на себя разница на три знака (так было и в прошлом случае). Проверим, какие конкретно ступени различаются. Как оказывается, те же самые – 3-я, шестая и седьмая. В Ми мажоре они высочайшие (с диезами), а в ми миноре – низкие.

Для верности выводов, ещё один пример. Ре мажор с 2-мя диезами и ре минор с одним бемолем. В этом случае одноименные тональности размещаются в различных ветвях квинтового круга: одна тональность диезная, иная – бемольная. Но, сравнив их меж собой, опять лицезреем, что различаются те же самые 3-я, шестая и седьмая ступени. В ре миноре нет фа-диеза (3-я низкая), нет до-диеза (седьмая низкая), зато есть си-бемоль, которого нет в Ре мажоре (шестая низкая).

Таковым образом, можно прийти к выводу о том, что одноименные тональности различаются 3-мя ступенями – третьей, 6-ой и седьмой. В мажоре они высочайшие, а в миноре – низкие.

Перевоплощение мажора в минор и напротив

Зная различающиеся ступени в одноименных тональностях, можно просто превращать мажорные палитры в минорные, а минорные, напротив, в мажорные.

К примеру, превратим ля минор (тональность без символов) в Ля мажор. Повысим три нужные ступени и нам сходу станет ясно, что в Ля мажоре есть три диеза – до-диез, фа-диез и соль-диез. Осталось расположить эти три диеза в правильном порядке (фа, до, соль) и записать их при ключе.

Аналогично можно совершать метаморфические переходы от мажорной тональности к минорной. К примеру, мы имеем тональность Си мажор (5 диезов), одноименная – си минор. Понижаем три ступени, для этого отменяем диезы их повышающие, и получаем, что в си миноре всего только два диеза – фа и до.

Соотношения одноименных тональностей в музыке

Композиторы весьма обожают соединять одноименные тональности в собственных произведениях, потому что такие сочетания мажора и минора делают тонкие и выразительные, но в то же время весьма калоритные контрасты в музыке.

Один из ярчайших примеров сочетания в одном произведении одноименных тональностей – известнейший «Турецкий марш» Вольфганга Амадея Моцарта. Эта музыка написана в тональности ля минор, но временами в ней возникает оптимистический рефрен в Ля мажоре.

Смотрите, вот начало известного рондо, тональность ля минор:

Мало погодя, мы лицезреем, что тональность переменилась на солнечный Ля мажор:

Ну а сейчас можно слушать произведение полностью. Если вы слухач, то сможете даже подсчитать, сколько фрагментов этого рондо прозвучит в Ля мажоре.

Моцарт – Турецкое рондо

Итак, из нынешнего выпуска вы узнали о том, что такое одноименные тональности, как их отыскивать и как получить мажорную палитру из минорной и напротив. В материалах прошедших выпусков читайте также о параллельных тональностях, о том, как уяснить знаки во всех тональностях. В последующих выпусках мы поведаем о том, какие тональности являются схожими и о том, что такое градусник тональностей.

Источник: muz-teoretik.ru

Испытания по сольфеджио на темы: Интервалы, Квинтовый круг, Родственные тональности, Хроматизм

При использовании «Инфоуроком» для вас не надо платить за веб!

Минкомсвязь РФ (Российская Федерация – государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина): «Инфоурок» включен в список социально важных ресурсов .

Избранный для просмотра документ Объяснительная записка.docx

Испытания по сольфеджио

(для учащихся ДМШ и ДШИ)

Шафикова Ольга Петровна – педагог теоретических дисциплин

Заглавие образовательного учреждения:

Городское учреждение доп образования «Детская музыкальная школа» г.п. Кондинское имени А.В. Красова

4-7 класс ДМШ и ДШИ

Цель: организация целенаправленной деятельности учащихся, закрепление изученного материала

уметь буквально и стремительно отыскивать верный ответ;

закрепление изученного материала;

приятное представление учебного материала

Содержание: испытания по предмету сольфеджио

Правила использования тестами.

Испытания можно применять как на уроке, так и в качестве тренировочных упражнений в домашней работе.

Избранный для просмотра документ Тест_Иинтервалы и характеристка их звучания.docx

Тест «Иинтервалы и характеристка их звучания»

Диссонанс – это: А. мягко звучащий интервал В. Резко звучащий интервал

К консонансам относятся: А. прима, терция, септима, квинта, секунда В. Терция, кварта, секста, октава, прима, квинта

С. Прима, секунда, терция, секста, тритон, октава

Увеличенная секунда разрешается:

Квинта – это А. «пустой» консонанс В. минорный консонанс

Минорные консонансы – это: А. м2, м3, м6,м7 В. м3,м6

Уменьшенная септима разрешается:

Мажорные консонансы – это: А. б3, б6 В. б2, б7

При разрешении разум 7 верхний звук идёт:

А. есть сначала песенки « по малинку в сад пойдём

В. это последние звуки трезвучия

С. оба ответа верны

Кварта – это: А. жесткий консонанс В. минорный консонанс

Совершенные консонансы – это: А. незапятнанные консонансы

В. малые и огромные консонансы

С. Все консонансы

Малая секста – это: А. мажорный узенький консонанс В. минорный узенький консонанс

С. Минорный широкий консонанс

Интервал м3 есть сначала песни:

А. «подмосковные вечера»

С. сначала минорного трезвучия

Интервал м7 есть сначала песни:

А. «красивое далёко:

В. «горные верхушки»

В б7 верхний звук тяготеет:

При разрешении ув 2 верхний звук идёт:

Узенький консонанс: А. терция В. секунда

Средние интервалы по звучанию:

А. квинта, тритон, кварта

В. квинта, секста, терция

Увеличенные интервалы при разрешении

Широкий диссонанс: А. секста В. септима

Избранный для просмотра документ Тест_Квинтовый круг.docx

Тест «Квинтовый круг»

Квинтовый круг – это: А. Порядок расположения тональностей: диезных по незапятнанным квинтам ввысь, бемольных по незапятнанным квинтам вниз; Б. Порядок расположения тональностей ввысь по незапятнанным квинтам, вниз по незапятнанным квартам

Порядок расположения бемольных тональностей по квинтовому кругу: А. F-dur Б . F-dur Es -dur B -dur B -dur Es dur As-dur As-dur Des -dur Des-dur Ges-dur Ges-dur Ces-dur Ces-dur

Буквенное обозначение тональностей с 3-мя бемолями: А. A-dur и fis-moll Б . Е s-dur и с -moll

Буквенное обозначение тональностей с пятью диезами: А. Es – dur и c – moll Б. H – dur и gis – moll

Данные знаки соответствуют тональностям: А. E – dur и cis – moll Б. А s – dur и f – moll

Порядок расположения диезных тональностей по квинтовому кругу: А. До мажор Б. До мажор Соль мажор Соль мажор Ре мажор Ля мажор Ля мажор Ми мажор Ми мажор Ре мажор Си мажор Си мажор Фа-диез мажор До-диез мажор До-диез мажор Фа-диез мажор

Буквенное обозначение тональностей с 4-мя бемолями: А. As- dur и f – moll Б . Е s- dur и с – moll В . As- dur и h – moll

Главные знаки до  минора: А. фа  -до  -соль  -ре  В. фа  -до  -соль  С. си  -ми  -ля 

Главные знаки Ми мажора: А. до  -фа  В. фа-  -до  -соль - ре  С. си  -ми  -ля 

Порядок расположения диезных тональностей по квинтовому кругу: А. С – dur Б . C – dur G – dur G – dur D – dur D – dur A – dur A – dur E – dur E – dur H – dur H – dur Cis – dur Fis – dur Fis – dur Cis – dur

Избранный для просмотра документ Тест_Родственные тональности и хроматизм.doc

Тест «Родственные тональности и хроматизм»

Родственные тональности: А. Тональности, тонические трезвучия которых строятся на ступенях данной тональности Б. Тональности с схожими тониками

Родственные тональности для мажора: А. Тональности VII ступени, одноименного минора и его параллельного мажора Б. Тональности параллельного минора, субдоминанты и доминанты с их параллельными тональностями и тональность минорной субдоминанты

Родственные тональности для G – dur : А. A – dur , fis – moll , E – dur , cis – moll , H – dur , gis – moll Б. e – moll , C – dur , a – moll , D – dur , h – moll , c – moll

Родственные тональности для минора: А. Параллельный мажор, тональности субдоминанты и доминанты с их параллельными тональностями и тональность мажорной доминанты Б. Тональности II ступени , одноименного мажора и его параллельного минора

Родственные тональности для ми минора: А. Соль мажор, ля минор, До мажор, си минор, Ре мажор, Си мажор Б. до # минор, Ми мажор, фа # минор, Ля мажор, си минор

Хроматизм: А. Изменение главных диатонических ступеней лада средством их увеличения либо снижения Б. Нотки с диезами и бемолями

Альтерация: А. Увеличение либо снижение неуравновешенных ступеней лада на полтона Б. Отклонение в схожую тональность

Проходящий хроматизм: А.Хроматический звук меж 2-мя примыкающими ступенями Б. Хроматический звук в аккорде

Вспомогательный хроматизм: А. Хроматический звук в интервале Б. Хроматический звук, находящийся меж повторением одной и той же диатонической ступени

Обусловьте вид хроматизма: А. Вспомогательный В. Проходящий

Источник: infourok.ru

Как стремительно отыскивать схожие тональности 2-ой и третьей степени?

Сейчас займёмся увлекательным делом – будем обучаться находить далёкие схожие тональности, причём созодать это так же стремительно, как находим «родственничков» в первой степени.

Для начала уточним одну важную деталь. Дело в том, что кто-то предпочитает воспользоваться системой Римского-Корсакова, согласно которой меж тональностями быть может три степени родства, а кто-то держится иной системы, по которой этих степеней не три, а четыре. Итак вот, мы за базу возьмём систему схожих отношений конкретно Римского-Корсакова, так как она проще, но от 2-ой системы тоже не отказываемся и погорим на данную тему раздельно в конце.

Разница меж 3-х и 4-х уровневыми системами схожих отношений состоит в том, что одна из групп тональностей, а конкретно 2-ая, просто делится на две либо, если желаете, вбирает в себя две, которые и составляют 2-ю и 3-ю степень в 4-хстепенной системе. Попробуем наглядно изобразить произнесенное:

Как находить схожие тональности 2-ой степени?

Тут мы всего должны отыскать 12 тональностей. Сам принцип, откуда они берутся, тщательно разбирается в статье «Степени родства тональностей», а мы на данный момент просто научимся их отыскивать в мажоре и в миноре.

Тональности 2-ой степени родства для мажора

В мажоре из 12 тональностей мажорными должны быть 8 штук, другие 4 должны быть минорными. Без излишних заморочек мы будем обращаться к ступеням начальной тональности. Быть может, вернее было бы находить, строя интервалы от тоники, но проще конкретно ассоциативно привязывать новейшие тональности к ступеням начальной.

Итак, для начала минорные тональности – их 4, потому просто запоминаем ступени: I (одноимённый минор), V (минорная доминанта), VII (просто запоминаем – седьмая), VIIb (седьмая пониженная).

К примеру, для тональности C-dur (буквенное обозначение тональностей) это будут c-moll, g-moll, h-moll и b-moll.

Сейчас мажорные тональности – их 8 и они парные, на данный момент поймёте, что предполагается под словом «парные». Их привязываем к последующим ступеням: II, III, VI и VII. И всюду будет так: натуральная ступень и пониженная, другими словами по две мажорных тональности для каждой ступени (одна без бемолика, иная с бемоликом).

К примеру, для такого же до мажора это будут: D-dur и Des-dur, E-dur и Es-dur, A-dur и As-dur, H-dur и B-dur. Всё максимально просто, основное уяснить магический код – 2367 (составлен из номеров ступеней).

Тональности 2-ой степени родства для минора

Если начальная тональность у нас минорная (к примеру, до минор), то для неё 12 схожих во 2-ой степени тональностей для неё разделятся так: напротив, всего 4 мажорных и другие 8 – минорные.

Тоники мажорных тональностей будут совпадать с таковыми ступенями (запоминаем): I (одноимённый мажор), II (обычная 2-ая), IIb (2-ая пониженная), IV (мажорная субдоминанта). К примеру, для до минора это будут такие «двоюродные родственники»: C-dur, D-dur, Des-dur и F-dur.

Минорных тональностей восемь и, внимание, здесь всё весьма любопытно: их тоники занимают те же ступени, что и тоники 8 мажорных для мажора: II, III, VI и VII в натуральном и пониженном виде. Другими словами, схожими для до минора являются такие тональности, как d-moll и des-moll (несуществующая тональность, но всё конкретно так, как есть), e-moll и es-moll, a-moll и as-moll, h-moll и b-moll.

Увлекательное наблюдение (можно пропустить)

Если гласить в общем о двоюродных родственниках для мажора и минора, то здесь наклёвывается ряд увлекательных моментов:

  • из 24 (12+12) тоник для всякого варианта есть 9+9 (18) штук, которые совпадают тонально и различаются лишь ладовым наклонением (в числе их 8+8, которые соединены с «кодом 2367» и одноимённые 1+1);
  • одноимённые тональности являются схожими 2-ой степени в данной для нас системе, а в 4-хстепенной системе совершенно оказываются «троюродными родственниками»;
  • наибольшее число тональностей 2-ой степени родства соединены с вводными ступенями (на VII – 4 тональности для мажора, на II – 4 тональности для минора), со ступенями, на которых в начальной тональности в натуральном виде её лада строились уменьшённые трезвучия, из-за которого эти тоники не вошли в круг родственников первой степени (происходит вроде бы типичная компенсация – умножение на два в следующей степени);
  • в число схожих тональностей 2-ой степени вошли: для мажора – тональность минорной доминанты, а для минора – тональность мажорной субдоминанты (а мы ведь помним про особенные случаи в круге тональностей первой степени – минорная субдоминанта в гармоническом мажоре и мажорная доминанта в гармоническом миноре?).

Ну, хватит, пора двигаться далее и перебегать к последующей, третьей степени родства, которой характеризуются дела меж самыми далёкими тональностями (в их нет ни 1-го общего трезвучия).

3-я степень родства

Тут, в отличие от препядствия предшествующей степени сочинять слона, изобретать калькулятор либо велик не придётся. Всё издавна понятно, все с фуррором пользуются. Расскажу и для вас!

Всего 5 тональностей. Буквально так же поначалу разглядим вариант, если начальная тональность у нас мажорная, а потом – вариант, если мы отыскиваем пропащих родственников для тональности минорной.

Ну, к слову сказать, кое-что общее меж этими вариантами есть, есть даже и общие тональности (целых две штуки). Общее это – тоника 2-ух упомянутых общих тональностей находятся на расстоянии тритона от начальной тоники. Причём эту тонику мы используем два раза – для мажорной и минорной тональности.

Итак, если у нас начальная тональность мажорная (этот же до мажор, к примеру), то на расстоянии тритона от её тоники размещается нотка фа-диез. С фа-диезом делаем и мажор, и минор. Другими словами две тональности из 5 – это Fis-dur и fis-moll.

А далее просто чудеса! От приобретенной минорной тритоновой тональности шагаем по незапятнанным квинтам ввысь. Всего необходимо создать три шага – мы получим три оставшиеся тональности: cis-moll, gis-moll и dis-moll.

Если же начальная тональность минорная (до минор для примера), то мы поступаем практически также: строим тритон, и сходу получаем две тональности (Fis-dur и fis-moll). А сейчас, внимание, от мажорной тритоновой тональности (другими словами от Fis-dur) шагаем на три квинты вниз! Получаем: H-dur, E-dur и A-dur.

Для тех, кто держится 4-хстепенной системы

Осталось разобрать, как отыскивать схожие тональности тем, кто предпочитает выделять четыре степени заместо трёх. Сходу скажу, что четвёртая степень – это та же 3-я без конфигураций. С сиим заморочек нет.

А вот, как уже было сказано, 2-ая «по трём» вбирает в себя вторую и третью «по четырём». И 2-ая степень включает всего 4 тональности, а 3-я – 8. Себе вы всё-таки сможете отыскать сходу 12 тональностей, а потом из их числа исключить 4 тональности 2-ой степени родства, чтоб у вас остались 8 тональностей третей степени.

Как отыскать тональности 2-ой степени «по четырём»?

Это основная изюминка столичной системы родства тональностей. И, естественно же, и тут всё разумно и просто. Необходимо будет отыскивать двойные доминанты и двойные субдоминанты (вроде бы они верно не назывались).

В мажоре отыскиваем тональность двойной доминанты (II ступень с мажорным трезвучием на ней) и её параллель, также тональность двойной субдоминанты (VII низкая с мажорным трезвучием на ней) и её параллель. Примеры для до мажора – D-dur||h-moll и B-dur||g-moll. Всё!

В миноре делаем то же самое, лишь всё, что мы найдём оставляем минорным (другими словами двойная доминанта не таковая – DD, а таковая dd – натуральная, про субдоминанту – аналогично). К отысканному добавляем параллели и получаем тональности 2-ой степени родства для до минора: d-moll||F-dur и b-moll||Des-dur. Всё превосходное просто!

Источник: music-education.ru