Родственные тональности к соль минору

Родственные тональности. Как определить родство тональностей для мажора и минора

Родственные тональности. Общая информация

Родственные тональности – еще один пласт теоретической базы, необходимый музыканту для более грамотного и осмысленного сочинения музыки. Понимая, как они работают, вы сможете работать с композицией и аранжировкой не на интуитивном, а осознанном уровне, придумывая множество различных ходов для конкретно вашей песни. В этой статье мы подробно расскажем, что такое родственные тональности, как они определяются, и дадим всю необходимую теоретическую базу для понимания предмета.

Что такое родственные тональности

Для начала сразу же стоит сказать, что параллельные и родственные тональности – это не одно и то же. Если параллельными называются те ключи, ноты в которых совпадают, то родство в музыке определяется по-другому.

Любая гамма содержит в себе семь ступеней, которые определяются тем, в каком порядке идут ноты в ключе. Главные из них – это первая, четвертая и пятая – тоника, субдоминанта, и доминанта. Кроме этого, в тональности есть устойчивые ступени – это первая, третья и пятая, и неустойчивые – это все остальные.

Родственные тональности – это ключи, которые имеют одинаковые аккорды относительно друг друга. При этом трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звукоряду – то есть, не быть расширенными, уменьшенными, с удержанием, и так далее.

Что относится к родственным тональностям

Если вы видите, что в двух разных тональностях используется один и тот же аккорд – то эти ключи родственны друг к другу. При этом существует три степени родства, которые определяются в зависимости от места аккорда в звукоряде. Если аккорд на любой ступени в одной тональности является тоникой для другой – то это считается первой степенью родства. Вторая – когда трезвучие просто присутствует в тональности. Третья – отсутствие общих аккордов вообще.

Как определить родство тональностей

Для примера возьмем гамму до-мажор. Построив ее по натуральному звукоряду, мы получим следующие ноты:

Нам наиболее интересны пять ступеней – II, III, IV, V, VI. Седьмая ступень не является родственной, потому что через нее выстраивается только аккорд со знаком альтерации. Обратившись к кругу тональностей, мы получим следующие аккорды:

При этом, если мы используем гамму гармонического мажора – понижаем шестую ступень ступень – то, у нас появляется аккорд Fm. Итого мы имеем шесть аккордов – и, соответственно, шесть тональностей.

Родственные тональности первого порядка находятся по названиям этих трезвучий, поскольку они являются тониками в их гаммах. То есть, родственными к до-мажору являются следующие ключи:

Ре-минор, Ми-минор, Фа-мажор, Фа-минор, Соль-мажор и Ля-минор.

Родственные тональности второго порядка должны просто содержать в себе хотя бы один из этих аккордов в своей гамме. В случае с до-мажором к ним относятся:

Ре-мажор – общий аккорд Ми-минор.

Си-бемоль-мажор – общий аккорд Ре-мажор.

Ми-бемоль-мажор, Ля-бемоль-мажор, Ре-бемоль-мажор – общий аккорд Фа-минор.

Попытайтесь сами найти общие тональности второго порядка для до-мажора.

Родственные тональности на кварто-квинтовом круге

Внутри круга тональностей вы сможете найти только родственные ключи первого порядка. Для этого вам нужно выбрать желаемую тональность, отступить от нее один сегмент как по часовой стрелке, так и против, и выделить область из шести входящих в этом поле ключей. Это – не только список аккордов в тональности, которую вы выбрали, но и ключи с родством первого порядка. Если ваша тональность минорная – то просто выберите параллельный ей мажор.

Второй порядок можно получить схожим способом. Если области из шести аккордов, входящих в тональность, пересекаются друг с другом, то это родственные тональности второго порядка.

Родственные тональности мажора

Родственные тональности мажора расположены на следующих ступенях любой гаммы:

VI – здесь находится параллельная минорная тональность. Если она понижена – то она выстроена по гармонической субдоминанте, и является минорной

II – минорная тональность, параллельная субдоминанте

III – параллельная доминанте минорная тональность

Родственные тональности минора

Родственные тональности минора расположены на этих ступенях:

III – параллельная мажорная тональность

VI – параллельная мажорная тональность субдоминанты

V – доминанта, либо гармоническая мажорная тональность.

VII – мажорная тональность, параллельная доминанте.

Обратите внимание на то, что в мажоре родственные тональности отсутствуют на седьмой ступени, а в миноре – на второй.

Источник: pereborom.ru

Таблица тональностей

Буквенное обозначение звуков и тональностей

Мажорные тональности

До мажор — С-dur Фа мажор — F-dur
Ре мажор — D-dur Си бемоль мажор — B-dur
Ля мажор — A-dur Ми бемоль мажор — Es-dur
Ми мажор — E-dur Ля бемоль мажор — As-dur
Си мажор — H-dur Ре бемоль мажор — Des-dur
Фа# мажор — Fis-dur Соль бемоль мажор — Ges-dur
До# мажор — Cis-dur До бемоль мажор — Ces-dur
Соль мажор — G-dur

Минорные тональности

ля минор — a-moll соль минор — g-moll
си минор — h-moll до минор — c-moll
фа# минор — fis-moll фа минор — f-moll
до# минор — cis-moll си бемоль минор — b-moll
соль# минор — gis-moll ми бемоль минор — es-moll
ре# минор — dis-moll ля бемоль минор — as-moll
ля# минор — ais-moll ми минор — e-moll
ре минор — d-moll

Параллельные тональности

Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

Энгармонически равные мажорные тональности:

Энгармонически равные минорные тональности:

Смотрите другие статьи этого раздела:

29.03.2015 в 14:02 олег высказался:

Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!

05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:

Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.

21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:

В таблице пропущены тональности – G-dur и e-moll

21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:

19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:

Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?

19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:

Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше — 5 диезов.

Написания такой статьи в ближайших планах нет.

30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:

Я нечаянно в имени написал свой вопрос.

25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:

Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.

08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:

ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.

К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.

02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:

G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно

09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:

Спасибо! Очень полезная статья, сохранила

16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:

Какие знаки в Фа бемоль миноре?

21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:

21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:

21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:

Разберём тональность фа бемоль минор. Итак, в тональности фа минор – 4 бемоля, а в фа бемоль миноре на 7 бемолей больше, то есть 4+7=11b. Кто-то может сказать, что такое не может быть. Отвечаю – может!! В фа бемоль миноре 4 дубль-бемоля: это -сиbb, миbb, ляbb и реbb. А также сольb, доb и фаb.

22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:

Тональности с большим (более шести) количеством ключевых знаков можно заменить на тональность с меньшим количеством знаков. Главное, чтобы сумма исходных и заменённых знаков равнялась 12-ти, а также чтобы они были противоположными. Например если у вас 8 бемолей, то делаем: 12-8b= 4# (фа бемоль мажор 8b. А ми мажор – 4#). Такие тональности называются энгармонически равными, то есть равными по звучанию. Но по названию и по записи нот (гаммы) – они разные.

05.10.2019 в 21:17 Макс высказался:

По моей информации нота си обозначается латинской буквой H, а не буквой B. Буквой B по моей информации обозначается нота сиb, но не си.

09.01.2020 в 00:36 Василий высказался:

скажите строй А moll подходит для романтической музыки?

23.01.2020 в 11:51 Женек высказался:

какие ноты идут в тональностях? ничего не написано, названия я и сам знаю

04.04.2020 в 17:52 илия высказался:

07.04.2020 в 21:50 Юлия высказался:

Подскажите, пожалуйста, родственные тональности для ми минор

Источник: ru.any-notes.com

Родственные тональности

Любой гитарист, который обладает желанием профессионально придумывать композиции, должен разбираться в родственных тональностях. Если вы будете знать, каким образом они функционируют, у вас появится возможность заниматься аранжировкой грамотно, создавая большое число вариантов ходов для той или иной песни.

Что это такое

Первым делом следует отметить, что данный термин не нужно путать с параллельными тональностями (здесь используются ключи с совпадающими нотами). Что касается родства в гитарной музыке, то здесь все по-иному.

Каждая гамма обладает семью ступенями. Они определяются очередностью нот в ключе. Основные ноты – первая, четвертая и пятая. Также тон имеет устойчивые ступени – первую, третью и пятую. К неустойчивым относятся все прочие.

Тональности с ключами, обладающими идентичными аккордами, называются родственными. Все трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звуковому ряду (без расширений, уменьшений или удержаний).

Вы увидели в двух отличных друг от друга тональностях одно и то же трезвучие? Значит можно сделать вывод, что данные ключи являются родственными. Выделяют три разновидности родства. Каждая из них зависит от того, на каком месте в звуковом ряде располагается аккорд. Таким образом:

  • первая степень родства – если аккорд на какой угодно ступени в одной тональности представляет собой тонику для другого;
  • вторая – когда аккорд просто есть в тональности;
  • третья – общих трезвучий нет вообще.

Каким образом определяется

Рассмотрим гамму до-мажор. Нас интересуют все ступени со второй по шестую. Седьмую ступень трогать не будем, так как она не относится к родственным. Получаем Dm, Em, F, G, Am.

При использовании гаммы гармонического мажора и понижении шестой ступени имеем фа-минор. В результате у нас шесть трезвучий, а значит, и шесть тональностей.

Первая степень родства определяются по наименованиям данных аккордов, потому что они – тоники в их гаммах. Выходит, родственные ключи по отношению к до-мажору: Dm, Em, F, Fm, G и Am.

Вторая должна иметь хотя бы одно из трезвучий в собственной гамме. В нашем варианте:

Как еще определить

Для определения родственных тональностей можно использовать кварто-квинтовый круг.

В кварто-квинтовом круге выберите необходимую высоту нот, совершите отступ на одно деление по часовой стрелке и в обратном направлении. После этого отметьте участок из шести входящих в данное поле ключей. Так находится первая степень родства. Если имеете дело с минором, подберите параллельный ему мажор. А если участки из трех пар трезвучий имеют общие пересечения, то это родство второго порядка.

Ниже будет таблица, в которой указано, на каких ступенях находятся родственные тональности для мажора и минора:

Источник: akkordam.ru

Одноименные тональности в музыке

Одноименные тональности – это тональности, которые имеют одинаковую тонику, но противоположное ладовое наклонение. Например, одноименными являются До мажор и до минор или Ре мажор и ре минор. У этих тональностей совпадает тоника – До или Ре, но одна из этих тональностей мажорная, а другая минорная.

Одно имя на две тональности

Каждый человек имеет имя и фамилию, то есть, для того чтобы назвать личность, нужно обязательно сказать эти два элемента. Подобно же и с тональностями: в названии любой тональности есть два элемента: тоника и лад. И это тоже своеобразные имена.

Одноименные тональности имеют одно и то же имя, то есть одну тонику. И придумать примеры одноименных тональностей ничего не стоит: Фа-диез мажор и фа-диез минор, Соль мажор и соль минор, Ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор. Возьмите любую тонику и присовокупите к ней сначала слово «мажор», а затем слово «минор».

Чем различаются одноименные тональности?

Различия проще всего выявить на примерах. Возьмём и сравним две тональности – До мажор и до минор. В До мажоре нет никаких знаков, это тональность без диезов и бемолей. В до миноре имеются три бемоля – си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль. Ключевые знаки в случае, если они неизвестны, можно узнать по квинтовому кругу.

Следовательно, до минор по сравнению с До мажором имеет три различающиеся ступени, в нем третья, шестая и седьмая ступени низкие.

Ещё один пример – тональности Ми мажор и ми минор. В Ми мажоре – четыре диеза, в ми миноре только один диез. Сразу обращает на себя разница на три знака (так было и в предыдущем случае). Проверим, какие именно ступени различаются. Как оказалось, те же самые – третья, шестая и седьмая. В Ми мажоре они высокие (с диезами), а в ми миноре – низкие.

Для верности выводов, ещё один пример. Ре мажор с двумя диезами и ре минор с одним бемолем. В этом случае одноименные тональности располагаются в разных ветвях квинтового круга: одна тональность диезная, другая – бемольная. Однако, сравнив их между собой, снова видим, что различаются те же самые третья, шестая и седьмая ступени. В ре миноре нет фа-диеза (третья низкая), нет до-диеза (седьмая низкая), зато есть си-бемоль, которого нет в Ре мажоре (шестая низкая).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одноименные тональности различаются тремя ступенями – третьей, шестой и седьмой. В мажоре они высокие, а в миноре – низкие.

Превращение мажора в минор и наоборот

Зная различающиеся ступени в одноименных тональностях, можно легко превращать мажорные гаммы в минорные, а минорные, наоборот, в мажорные.

Например, превратим ля минор (тональность без знаков) в Ля мажор. Повысим три нужные ступени и нам сразу станет ясно, что в Ля мажоре есть три диеза – до-диез, фа-диез и соль-диез. Осталось расположить эти три диеза в правильном порядке (фа, до, соль) и записать их при ключе.

Аналогично можно совершать метаморфические переходы от мажорной тональности к минорной. Например, мы имеем тональность Си мажор (пять диезов), одноименная – си минор. Понижаем три ступени, для этого отменяем диезы их повышающие, и получаем, что в си миноре всего лишь два диеза – фа и до.

Соотношения одноименных тональностей в музыке

Композиторы очень любят сочетать одноименные тональности в своих произведениях, так как такие сочетания мажора и минора создают тонкие и выразительные, но в то же время очень яркие контрасты в музыке.

Один из ярких примеров сочетания в одном произведении одноименных тональностей – известнейший «Турецкий марш» Вольфганга Амадея Моцарта. Эта музыка написана в тональности ля минор, но периодически в ней появляется жизнеутверждающий рефрен в Ля мажоре.

Смотрите, вот начало знаменитого рондо, тональность ля минор:

Немного погодя, мы видим, что тональность переменилась на солнечный Ля мажор:

Ну а теперь можно послушать произведение целиком. Если вы слухач, то можете даже подсчитать, сколько фрагментов этого рондо прозвучит в Ля мажоре.

Моцарт – Турецкое рондо

Итак, из сегодняшнего выпуска вы узнали о том, что такое одноименные тональности, как их находить и как получить мажорную гамму из минорной и наоборот. В материалах прошлых выпусков читайте также о параллельных тональностях, о том, как запомнить знаки во всех тональностях. В следующих выпусках мы расскажем о том, какие тональности являются родственными и о том, что такое градусник тональностей.

Источник: muz-teoretik.ru

Тесты по сольфеджио на темы: Интервалы, Квинтовый круг, Родственные тональности, Хроматизм

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Выбранный для просмотра документ Пояснительная записка.docx

Тесты по сольфеджио

(для учащихся ДМШ и ДШИ)

Шафикова Ольга Петровна – преподаватель теоретических дисциплин

Название образовательного учреждения:

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» г.п. Кондинское имени А.В. Красова

4-7 класс ДМШ и ДШИ

Цель: организация целенаправленной деятельности учащихся, закрепление изученного материала

уметь точно и быстро находить правильный ответ;

закрепление изученного материала;

наглядное представление учебного материала

Содержание: тесты по предмету сольфеджио

Правила пользования тестами.

Тесты можно использовать как на уроке, так и в качестве тренировочных упражнений в домашней работе.

Выбранный для просмотра документ Тест_Иинтервалы и характеристка их звучания.docx

Тест «Иинтервалы и характеристка их звучания»

Диссонанс – это: А. мягко звучащий интервал В. Резко звучащий интервал

К консонансам относятся: А. прима, терция, септима, квинта, секунда В. Терция, кварта, секста, октава, прима, квинта

С. Прима, секунда, терция, секста, тритон, октава

Увеличенная секунда разрешается:

Квинта – это А. «пустой» консонанс В. минорный консонанс

Минорные консонансы – это: А. м2, м3, м6,м7 В. м3,м6

Уменьшенная септима разрешается:

Мажорные консонансы – это: А. б3, б6 В. б2, б7

При разрешении ум 7 верхний звук идёт:

А. есть в начале песенки « по малинку в сад пойдём

В. это крайние звуки трезвучия

С. оба ответа верны

Кварта – это: А. твердый консонанс В. минорный консонанс

Совершенные консонансы – это: А. чистые консонансы

В. малые и большие консонансы

С. Все консонансы

Малая секста – это: А. мажорный узкий консонанс В. минорный узкий консонанс

С. Минорный широкий консонанс

Интервал м3 есть в начале песни:

А. «подмосковные вечера»

С. в начале минорного трезвучия

Интервал м7 есть в начале песни:

А. «прекрасное далёко:

В. «горные вершины»

В б7 верхний звук тяготеет:

При разрешении ув 2 верхний звук идёт:

Узкий консонанс: А. терция В. секунда

Средние интервалы по звучанию:

А. квинта, тритон, кварта

В. квинта, секста, терция

Увеличенные интервалы при разрешении

Широкий диссонанс: А. секста В. септима

Выбранный для просмотра документ Тест_Квинтовый круг.docx

Тест «Квинтовый круг»

Квинтовый круг – это: А. Порядок расположения тональностей: диезных по чистым квинтам вверх, бемольных по чистым квинтам вниз; Б. Порядок расположения тональностей вверх по чистым квинтам, вниз по чистым квартам

Порядок расположения бемольных тональностей по квинтовому кругу: А. F-dur Б . F-dur Es -dur B -dur B -dur Es dur As-dur As-dur Des -dur Des-dur Ges-dur Ges-dur Ces-dur Ces-dur

Буквенное обозначение тональностей с тремя бемолями: А. A-dur и fis-moll Б . Е s-dur и с -moll

Буквенное обозначение тональностей с пятью диезами: А. Es – dur и c – moll Б. H – dur и gis – moll

Данные знаки соответствуют тональностям: А. E – dur и cis – moll Б. А s – dur и f – moll

Порядок расположения диезных тональностей по квинтовому кругу: А. До мажор Б. До мажор Соль мажор Соль мажор Ре мажор Ля мажор Ля мажор Ми мажор Ми мажор Ре мажор Си мажор Си мажор Фа-диез мажор До-диез мажор До-диез мажор Фа-диез мажор

Буквенное обозначение тональностей с четырьмя бемолями: А. As- dur и f – moll Б . Е s- dur и с – moll В . As- dur и h – moll

Ключевые знаки до  минора: А. фа  -до  -соль  -ре  В. фа  -до  -соль  С. си  -ми  -ля 

Ключевые знаки Ми мажора: А. до  -фа  В. фа-  -до  -соль - ре  С. си  -ми  -ля 

Порядок расположения диезных тональностей по квинтовому кругу: А. С – dur Б . C – dur G – dur G – dur D – dur D – dur A – dur A – dur E – dur E – dur H – dur H – dur Cis – dur Fis – dur Fis – dur Cis – dur

Выбранный для просмотра документ Тест_Родственные тональности и хроматизм.doc

Тест «Родственные тональности и хроматизм»

Родственные тональности: А. Тональности, тонические трезвучия которых строятся на ступенях данной тональности Б. Тональности с одинаковыми тониками

Родственные тональности для мажора: А. Тональности VII ступени, одноименного минора и его параллельного мажора Б. Тональности параллельного минора, субдоминанты и доминанты с их параллельными тональностями и тональность минорной субдоминанты

Родственные тональности для G – dur : А. A – dur , fis – moll , E – dur , cis – moll , H – dur , gis – moll Б. e – moll , C – dur , a – moll , D – dur , h – moll , c – moll

Родственные тональности для минора: А. Параллельный мажор, тональности субдоминанты и доминанты с их параллельными тональностями и тональность мажорной доминанты Б. Тональности II ступени , одноименного мажора и его параллельного минора

Родственные тональности для ми минора: А. Соль мажор, ля минор, До мажор, си минор, Ре мажор, Си мажор Б. до # минор, Ми мажор, фа # минор, Ля мажор, си минор

Хроматизм: А. Изменение основных диатонических ступеней лада посредством их повышения или понижения Б. Ноты с диезами и бемолями

Альтерация: А. Повышение или понижение неустойчивых ступеней лада на полтона Б. Отклонение в родственную тональность

Проходящий хроматизм: А.Хроматический звук между двумя соседними ступенями Б. Хроматический звук в аккорде

Вспомогательный хроматизм: А. Хроматический звук в интервале Б. Хроматический звук, находящийся между повторением одной и той же диатонической ступени

Определите вид хроматизма: А. Вспомогательный В. Проходящий

Источник: infourok.ru

Как быстро находить родственные тональности второй и третьей степени?

Сегодня займёмся интересным делом – будем учиться искать далёкие родственные тональности, причём делать это так же быстро, как находим «родственничков» в первой степени.

Для начала уточним одну важную деталь. Дело в том, что кто-то предпочитает пользоваться системой Римского-Корсакова, согласно которой между тональностями может быть три степени родства, а кто-то придерживается другой системы, по которой этих степеней не три, а четыре. Так вот, мы за основу возьмём систему родственных отношений именно Римского-Корсакова, поскольку она проще, но от второй системы тоже не отказываемся и погорим на эту тему отдельно в конце.

Разница между 3-х и 4-х уровневыми системами родственных отношений заключается в том, что одна из групп тональностей, а именно вторая, просто делится на две или, если хотите, вбирает в себя две, которые и составляют 2-ю и 3-ю степень в 4-хстепенной системе. Попробуем наглядно изобразить сказанное:

Как искать родственные тональности второй степени?

Здесь мы всего должны найти 12 тональностей. Сам принцип, откуда они берутся, подробно разбирается в статье «Степени родства тональностей», а мы сейчас просто научимся их находить в мажоре и в миноре.

Тональности второй степени родства для мажора

В мажоре из 12 тональностей мажорными должны быть 8 штук, остальные 4 должны быть минорными. Без лишних заморочек мы будем обращаться к ступеням исходной тональности. Может быть, правильнее было бы искать, строя интервалы от тоники, но проще именно ассоциативно привязывать новые тональности к ступеням исходной.

Итак, для начала минорные тональности – их 4, поэтому просто запоминаем ступени: I (одноимённый минор), V (минорная доминанта), VII (просто запоминаем – седьмая), VIIb (седьмая пониженная).

Например, для тональности C-dur (буквенное обозначение тональностей) это будут c-moll, g-moll, h-moll и b-moll.

Теперь мажорные тональности – их 8 и они парные, сейчас поймёте, что подразумевается под словом «парные». Их привязываем к следующим ступеням: II, III, VI и VII. И везде будет так: натуральная ступень и пониженная, то есть по две мажорных тональности для каждой ступени (одна без бемолика, другая с бемоликом).

Например, для того же до мажора это будут: D-dur и Des-dur, E-dur и Es-dur, A-dur и As-dur, H-dur и B-dur. Всё предельно просто, главное запомнить волшебный код – 2367 (составлен из номеров ступеней).

Тональности второй степени родства для минора

Если исходная тональность у нас минорная (например, до минор), то для неё 12 родственных во второй степени тональностей для неё разделятся так: наоборот, всего 4 мажорных и остальные 8 – минорные.

Тоники мажорных тональностей будут совпадать с такими ступенями (запоминаем): I (одноимённый мажор), II (простая вторая), IIb (вторая пониженная), IV (мажорная субдоминанта). Например, для до минора это будут такие «двоюродные родственники»: C-dur, D-dur, Des-dur и F-dur.

Минорных тональностей восемь и, внимание, тут всё очень интересно: их тоники занимают те же ступени, что и тоники 8 мажорных для мажора: II, III, VI и VII в натуральном и пониженном виде. То есть, родственными для до минора являются такие тональности, как d-moll и des-moll (несуществующая тональность, но всё именно так, как есть), e-moll и es-moll, a-moll и as-moll, h-moll и b-moll.

Интересное наблюдение (можно пропустить)

Если говорить в общем о двоюродных родственниках для мажора и минора, то тут наклёвывается ряд интересных моментов:

  • из 24 (12+12) тоник для каждого случая есть 9+9 (18) штук, которые совпадают тонально и различаются только ладовым наклонением (в их числе 8+8, которые связаны с «кодом 2367» и одноимённые 1+1);
  • одноимённые тональности являются родственными второй степени в этой системе, а в 4-хстепенной системе вообще оказываются «троюродными родственниками»;
  • наибольшее число тональностей второй степени родства связаны с вводными ступенями (на VII – 4 тональности для мажора, на II – 4 тональности для минора), со ступенями, на которых в исходной тональности в натуральном виде её лада строились уменьшённые трезвучия, по причине которого эти тоники не вошли в круг родственников первой степени (происходит как бы своеобразная компенсация – умножение на два в последующей степени);
  • в число родственных тональностей второй степени вошли: для мажора – тональность минорной доминанты, а для минора – тональность мажорной субдоминанты (а мы ведь помним про особые случаи в круге тональностей первой степени – минорная субдоминанта в гармоническом мажоре и мажорная доминанта в гармоническом миноре?).

Ну, хватит, пора двигаться дальше и переходить к следующей, третьей степени родства, которой характеризуются отношения между самыми далёкими тональностями (в них нет ни одного общего трезвучия).

Третья степень родства

Здесь, в отличие от проблемы предыдущей степени выдумывать слона, изобретать калькулятор или велосипед не придётся. Всё давно известно, все с успехом пользуются. Расскажу и вам!

Всего пять тональностей. Точно так же сначала рассмотрим случай, если исходная тональность у нас мажорная, а затем – случай, если мы ищем пропащих родственников для тональности минорной.

Ну, кстати сказать, кое-что общее между этими случаями есть, есть даже и общие тональности (целых две штуки). Общее это – тоника двух упомянутых общих тональностей находятся на расстоянии тритона от исходной тоники. Причём эту тонику мы используем дважды – для мажорной и минорной тональности.

Итак, если у нас исходная тональность мажорная (тот же до мажор, например), то на расстоянии тритона от её тоники располагается нота фа-диез. С фа-диезом делаем и мажор, и минор. То есть две тональности из пяти – это Fis-dur и fis-moll.

А дальше просто чудеса! От полученной минорной тритоновой тональности шагаем по чистым квинтам вверх. Всего нужно сделать три шага – мы получим три оставшиеся тональности: cis-moll, gis-moll и dis-moll.

Если же исходная тональность минорная (до минор для примера), то мы поступаем почти также: строим тритон, и сразу получаем две тональности (Fis-dur и fis-moll). А теперь, внимание, от мажорной тритоновой тональности (то есть от Fis-dur) шагаем на три квинты вниз! Получаем: H-dur, E-dur и A-dur.

Для тех, кто придерживается 4-хстепенной системы

Осталось разобрать, как же находить родственные тональности тем, кто предпочитает выделять четыре степени вместо трёх. Сразу скажу, что четвёртая степень – это та же третья без изменений. С этим проблем нет.

А вот, как уже было сказано, вторая «по трём» вбирает в себя вторую и третью «по четырём». И вторая степень включает всего 4 тональности, а третья – 8. Для себя вы всё-таки можете найти сразу 12 тональностей, а затем из их числа исключить 4 тональности второй степени родства, чтобы у вас остались 8 тональностей третей степени.

Как найти тональности второй степени «по четырём»?

Это главная особенность московской системы родства тональностей. И, конечно же, и здесь всё логично и просто. Нужно будет находить двойные доминанты и двойные субдоминанты (как бы они правильно не назывались).

В мажоре ищем тональность двойной доминанты (II ступенька с мажорным трезвучием на ней) и её параллель, а также тональность двойной субдоминанты (VII низкая с мажорным трезвучием на ней) и её параллель. Примеры для до мажора – D-dur||h-moll и B-dur||g-moll. Всё!

В миноре делаем то же самое, только всё, что мы найдём оставляем минорным (то есть двойная доминанта не такая – DD, а такая dd – натуральная, про субдоминанту – аналогично). К найденному добавляем параллели и получаем тональности второй степени родства для до минора: d-moll||F-dur и b-moll||Des-dur. Всё гениальное просто!

Источник: music-education.ru