Ремонт порогов нивы своими руками

От А до Я: все о порогах на Ниву для разных моделей

Нива – старый автомобиль с передней независимой подвеской. В большинстве случаев автолюбители предпочитают самостоятельно делать ремонт. Поэтому сегодня мы расскажем о том, как сделать пороги на Ниву, зачем они нужны и стоит ли покупать готовые детали.

Конструктивные особенности

Пороги – уязвимая часть автомобиля. Они выдерживают повышенные нагрузки, поэтому могут выходить из строя. Детали быстрее ломаются в результате контакта со шпильками, обувью на высоких каблуках.

Пороги для Нивы делают из труб и других подручных материалов, иногда просто покупают готовые изделия.

Использовать декоративные стальные накладки необязательно, но они красиво смотрятся и повышают срок эксплуатации. Выполняют изделия на конкретную модель Нивы – 2121, 2131, 21213 и т.д.

Основной способ крепления – скотч, другие варианты применяют реже. Для защиты готовых конструкций накладками нужна предварительная подготовка – основу очищают от загрязнений, обезжиривают. Оптимальная температура для работы составляет 18 градусов. Если накладку приклеивают на холоде, то после прогревают строительным феном.

Пороги на Ниву 21214 оказывают давление на переднюю подвеску, что следует учитывать при расчетах. Если ранее использовались легкие порожки, либо их не было вообще, то систему крепления усиливают или заменяют.

Разновидности деталей

Виды деталей на Ниву:

  1. Ремонтные – накладки, используемые для заделки старых дефектов, замены прогнивших или сильно проржавевших деталей.
  2. Силовые – улучшают визуальные характеристики транспортного средства, повышают удобство посадки. Дополнительно элементы защищают кузов от летящей грязи.
  3. Декоративные – используются для декора, могут идти с гравировкой, дополнительными элементами.
  4. Накладки – предотвращают повреждение самих порогов в результате попадания камней, столкновения с твердыми преградами.

Каждый тип имеет определенные сроки службы и решает свои задачи.

Ремонт своими руками

Ремонт накладок, замена самих порогов niva – работа, которую зачастую выполняют своими руками. Достаточно использовать трубу из нержавейки или готовую деталь, а также иметь минимальные навыки сварки.

Основные виды порогов для Нивы:

  1. Приваренные – представляют единое целое с лонжероном и кузовом, придают конструкции жесткость, защищают ее от значительных повреждений.
  2. Съемные – используются реже, защищают кузов и лонжерон от гравия, камней, песка. Элемент съемный, проще при ремонте заменить непригодную деталь на новую.

Восстановление проводят по причине сильных повреждений, коррозии. Для устранения вмятин деталь снимают, укладывают или устанавливают на удобную плоскость, киянкой вытягивают поврежденные области. В случае отслоения лака/краски проблемный участок маскируют.

Дополнительно при восстановлении вмятин с повреждением ЛКП используют противокоррозионный состав.

Если деталь несъемная, то работы проводят снаружи. В отдельной части изделия выполняют маленькое отверстие, вставляют в него инвертор, под давлением вытягивают дефект.

Сильно ржавые изделия заменяют. Когда это невозможно, делают полную зачистку поверхности наждаком с последующим обезжириванием. Сварку используют в сложных ситуациях.

Общий порядок действий:

  1. Если поверхность покрыта коррозией, делают зачистку (этап можно пропустить).
  2. Разводят эпоксидную смолу отвердителем, серебрянкой, наносят на предварительно обезжиренную поверхность.
  3. Накладывают на смолу куски стеклоткани, прикатывают все валиком из резины.
  4. Ждут полимеризации – на процесс уходит около 12 часов.
  5. Шлифуют неровности, делают слой грунтовки, окрашивают.

Во время ремонта применяют болгарку, сварочный аппарат, верстак либо опорную плиту.

Полная замена

Пороги на Ниву Урбан и другие модели полностью заменяют в случае сильного износа. Последовательность действий:

  1. Срезать старую конструкцию, осмотреть ее, оценить состояние узла.
  2. Обрезать усилитель в центральных частях отверстий.
  3. Срезать старый элемент, который используется для соединения с напольным покрытием.
  4. Прогрунтовать внутренние части системы.
  5. Обрезать профиль на нужную длину, заварить торцы, приварить их к усилителю.
  6. Сделать вставку не доставая стойку, обварить соединения.
  7. Взять родной порог, срезать по нижней части около 2 см, проделать сверлом отверстия и приварить все на место.
  8. Поднять авто для приварки нового соединительного элемента.
  9. Вварить часть переднего крыла.
  10. Зашпатлевать и прогрунтовать стыки.

Если все сделать корректно, самодельные элементы будут выглядеть как родные и гармонично дополнят экстерьер транспортного средства. Для сварки с лонжероном используют аппарат.

Вместо накладки на Ниве иногда применяют швеллер – тоже удобный вариант.

Замена с применением круглой трубы

Использовать трубу вместо старого порога Нивы просто, поэтому к данному методу прибегают часто. Это более простой, дешевый и подручный вариант, чем покупка новых деталей.

  1. Подготовить материалы для работы – трубку 60*60*2 мм 180 и 70 см, трубу 40*20*2 мм 70 и 25 см, связующие пластины 10–15 см в ширину, 500 г битумной мастики, электроды 2 и 3 мм, сварочный аппарат, болгарку.
  2. Наклонить авто набок – так удобнее работать.
  3. Снять молдинг, срезать порог с применением болгарки.
  4. Отогнуть отрезанную часть и срезать старый порог целиком, убрать все детали, препятствующие нормальной установке трубы. Если что-то не выходит срезать, загнуть молотком по направлению вверх.
  5. Сделать подгонку квадратной трубы, обрезать ее по замерам, убрать лишние детали, вварить заглушки в концевых участках профиля.
  6. Прихватить трубку в передней и задней частях сваркой.
  7. Аккуратно проварить все по длине, подгибая остатки порожка к трубе по центру.
  8. Приварить поперечины, которые связывают порог и лонжерон.
  9. Связать порог с днищем по длине, используя пластины стали.
  10. Зачистить все болгаркой, обработать бензином в целях обезжиривания, потом мастикой на основе битума.
Читайте также:  Облицовка противотуманных фар ларгус

Аналогичные действия проделывают с другой стороны.

Пороги на Ниву из трубы служат дольше родных, практически не боятся коррозии.

Приварка порога дуговой сваркой

Если считаете, что порог стоит на месте, начинайте сваривать усилитель. Удобнее всего применять технику параллельной сварки. Для этого захватывают одновременно нижнюю и верхнюю части, следуя от середины стойки. После приварки усилителя обязательно зачистите следы. Выйти должна ровная поверхность.

Выбор и цены

Пороги на Ниву можно купить готовые. Обращать внимание стоит на:

  • назначение – бывают силовые и декоративные элементы;
  • размеры – на Ниву они одни, для других авто другие;
  • материалы изготовления детали – пластик, металл.

Цена покупного элемента составляет около 800 руб. за накладки и от 2500 руб. за силовые пороги.

Источник: infokuzov.ru

Нива – Клуб / Niva – Club

Интернациональный Нива Клуб / International NIVA Club

Форумы

  • Темы без ответов
  • Активные темы
Фотогалерея НИВА-ШОП Файлы Видео
  • Список форумовАвто – ТехникаТехнический раздел Лада 4х4 НиваКузов – Салон
  • Поиск
  • Ссылки
    • Темы без ответов
    • Активные темы
    • Поиск
    • Интернет-магазин “НИВА ШОП”

    Пороги: ремонт, замена, установка силовых.

    • Перейти на страницу:

    Пороги: ремонт, замена, установка силовых.

    Сообщение fraer » 25 авг 2010, 22:05

    Re: Пжавчиныороги и кто как их ремонтировал

    Сообщение Bladerunner » 25 авг 2010, 22:26


    Подключение переднего привода в Ниве – вопрос не столь технический, сколь философский.(с) вовчик

    Re: Пжавчиныороги и кто как их ремонтировал

    Сообщение _JJ » 25 авг 2010, 23:02

    Re: Ремонт порогов.

    Сообщение Magellan » 25 авг 2010, 23:04

    fraer
    Название темы подредактировал, просьба в следующий раз, писать более ясно!

    На счет порогов. сделай фото, и выложи на форуме.

    Re: Ремонт порогов.

    Сообщение fraer » 26 авг 2010, 07:09

    Re: Ремонт порогов.

    Сообщение _JJ » 26 авг 2010, 09:38

    Re: Ремонт порогов.

    Сообщение Зоркий сокол » 26 авг 2010, 22:19

    Инструкция в картинко тут :

    и тут немного,текущая гнилониво:

    Re: Ремонт порогов.

    Сообщение hpionodav » 30 авг 2010, 22:53

    Re: Ремонт порогов.

    Сообщение Miron_u » 01 сен 2010, 23:02

    1.На металобазе.
    2.
    3.Не,полуавтомат.

    Сообщение отредактировал Magellan. Читаем о ” Цитировании »“.

    Re: Ремонт порогов.

    Сообщение Волк » 02 фев 2011, 23:09

    Re: Ремонт порогов.

    Сообщение arty » 02 фев 2011, 23:45

    Re: Ремонт порогов.

    Сообщение Волк » 06 фев 2011, 21:15

    Re: Ремонт порогов.

    Сообщение Игорёк » 09 фев 2011, 23:18

    Волк, а зачем швеллер? В нём веса немерено, профиль легче и прочности за глаза хватает

    Re: Ремонт порогов.

    Сообщение Волк » 10 фев 2011, 00:30

    Re: Ремонт порогов.

    Сообщение Игорёк » 22 фев 2011, 15:01

    Соединитель порог-пол.

    Сообщение romych » 28 май 2011, 18:28

    перечитал все что нашел на дедофоруме про пороги.

    в общем если решиться срезать пороги и вставлять трубу -мне все понятно.

    но у меня другая гнилонивость
    порог внешний -цел абсолютно(менялся года 4 назад предыдущим владельцем перед продажей мне)

    а вот соединители сгнили нафиг. усилитель порога вроде имеется и работает, т.к. за порог машину можно поднимать на данный момент.

    что если заменить на профиль только соединитель?

    зеленое -усилитель, черное -пол и внешний порог, серое – профиль
    сварка есно удастся только вдоль линий помеченных красным, ну и есно за домик длинной тяги зацепиться хорошо, за поддомкратник, за соединитель порога с лонжем.

    Источник: www.niva-club.net

    gar_remont

    Особенности гаражного ремонта

    Хобби в условиях кризиса

    Рано или поздно (лучше поздно), на автомобилях коррозия начинает одерживать победу, и приходится от косметических методов (грунтовка+краска)
    переходить к хирургическим (резка и сварка). Надеюсь, эта небольшая инструкция поможет разобраться, что и в какой последовательности нужно менять, что нужно покупать и, вообще, как все выглядит внутри.

    Итак. На Вашем автомобиле появилась необходимость замены порогов.

    Перед началом работы необходимо провести ревизию и выяснить, какова степень повреждений. Для этого поднимаем машину, ставим на упоры (ВНИМАНИЕ! СОБЛЮДАЙТЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ) и, вооружившись тонкой отверткой, начинаем исследовать.

    Позволю себе небольшое отступление в конструкцию автомобиля, чтобы определиться, куда этой самой отверткой «исследовать».

    Непосредственно порог состоит из трех элементов. Наружная часть (является частью боковины, но поставляется как отдельная ремонтная деталь), внутренняя часть (состоит из соединителя и элемента днища) и усилителя. В разрезе это выглядит приблизительно так:

    Усилитель в свою очередь состоит из трех частей. Если со средней частью все просто, она поставляется, как отдельный элемент, то передняя и задняя часть усилителя – элементы внутренней части боковины и панели «передка», которая соединяется с моторным щитом.

    Кроме того, с внутренней стороны соединителя приварены передний кронштейн (поддомкратник), передний соединитель (то, на чем висит брызговик), задний соединитель (к нему прикручивается реактивная штанга) и задний поддомкратник.

    Вот все эти элементы и необходимо проверить. Отверткой наносим удары средней силы. Те элементы, которые удается проткнуть, подлежат замене однозначно. Кроме этого необходимо изучить состояние лонжеронов в тех местах, где к ним присоединены соединители, и днище в тех же областях.

    Приступаем к работе.

    Изучаем состояние усилителя и внутреннего соединителя:

    Так как часть порога заходит под переднее крыло, необходимо срезать его (крыла) нижнюю часть или (если состояние крыла неудовлетворительное) полностью удалить его. Лучше всего это делать с помощью приспособления для высверливания точечной сварки:

    В данном случае крыло имело механические повреждения и в дальнейшем было заменено целиком.

    Удаляем усилитель и все, что находится в неудовлетворительном состоянии:

    Снимаем соединитель и, если необходимо, поддомратники.
    Зачищаем места сварки, убираем пластовую ржавчину и устанавливаем новый соединитель:

    После сварки рекомендую обработать место соединения шовным герметиком и покрыть грунтом. В своей работе я использую Standox Rotbraun для дополнительной антикорозийной защиты:

    Устанавливаем среднюю часть усилителя:

    Изначально был приобретен «запасной» усилитель, из которого были восстановлены недостающие части. Все швы были обточены и покрыты грунтом:

    Подгоняем и ввариваем наружную часть порога:

    Следует отметить, что НЕЛЬЗЯ ВАРИТЬ СПЛОШНЫМ ШВОМ. Сильный нагрев «уведет» металл, и перед покраской придется использовать большое количество шпаклевки, что не будет являться качественным ремонтом.

    Сварка ведется по принципу через шесть точек. То есть, делаем точку, отходим на расстояние приблизительно шесть точек и делаем следующую. Область вокруг первой успевает остыть и мы возвращаемся к первой и т. д.:

    Обтачиваем швы и устанавливаем крыло (или его часть):

    Обрабатываем швы стеклошпаклевкой и отправляем в покраску:

    Источник: gar-remont.livejournal.com

    Ремонт порогов нивы своими руками

    МАСТЕРСКАЯ “ТЮНИНГ -НИВА”(ФОП Черникова) предлагает для владельцев внедорожников «Нива» и «Шевроле Нива» и «УАЗ Патриот» произвести профессиональную подготовку автомобиля для активного отдыха, спорта (трофи/ралли рейдов), охоты и рыбалки.
    В нашей мастерской из более 30 видов вы сможете выбрать оригинальные дуги, подножки, заднюю защиту, кронштейны запасного колеса,фаркопы. Аксессуары выполнены из нержавеющей стали или черного металла с полимерным покрытием в диаметре от 48 мм до 78 мм . Их монтаж осуществляется быстро и надежно по штатным местам автомобиля без сверления дополнительных отверстий в кузове. А так же изготовить по собственным эскизам силовые дуги, бампера, экспедиционные багажники, лестницы, кронштейны запасного колеса.

    Также предлагаем большой выбор
    Пластикового обвеса: расширители колесных арок; пороги; накладки; спойлера-дифлекторы; антикрылья; защита фар и капота; солнцезащитные козырьки; боксы и полубоксы запасного колеса.

    Изотавливаем и изделя из стекловолокна под заказ(расширители колесных арок)
    Дополнительного электрооборудования: маршрутные компьютеры с диагностикой двигателя; электроподогревы сидений; струйные омыватели фар высокого давления; тюнинговые электрозеркала наружного вида с антибликом, А-сферой, электрообогревом и повторителем поворота; электроантенны; противотуманные и дополнительные фары, а также световые балки к ним.
    Если Вам захочется чего-то большего, чем внешний тюнинг, сможем помочь и в доводке двигателя, выхлопной системы и трансмиссии автомобиля.

    Тогда могут получиться вот такие машин .

    Сейчас в нашей мастерской проводятся такие работы по автомобилям Нива, Chevy-Niva и УАЗ Патриот:
    • установка турбо-компрессора для Нива 21214 и Chevy-Niva (увеличение мощности до 116л.с.)

    • установка компрессора для Нива 21214 и Chevy-Niva (увеличение мощности до 120л.с.)

    • установка прямоточной выхлопной системы (паук 4:1, гофры, «стронгер», труба д.51мм, прямоточная выхлопная «банка»)
    • установка легкого сцепления для нивы 2121-14

    • установка облегченного маховика для Нива 2121-14 и Chevy-Niva
    • лифтинг подвески и бодилифт (2-15см)

    -установка бортовых(колёсных) редукторов(Нива, Ш-Нива, УАЗ Патриот)
    • тихая ходовая (нерегулируемые подшипники ступиц, карданы силовые или на шрусах, подрамники на раздатку для Нивы, полиуретановая подвеска)
    • установка гидроусилителя руля
    • установка лебедки на передний и задний бампер автомобиля (Нива, Ш-Нива, УАЗ Патриот)
    • изготовление экспедиционных багажников (доп.свет, кронштейны для топора, лопаты и реечного домкрата “хай-джек”)
    • изготовление веткосбросов
    • изготовление, установка силовых бамперов
    • подготовка машины для брода (установка воздухозаборников “шноркелей”, вывод сапунов под капот, в воздушный фильтр или шноркель)
    • обшивка алюминием пола, багажника автомобиля
    • силовые дуги, подножки, вынос запасного колеса, фаркопы, защита двигателя и КПП
    • установка демпфера руля, заднего стабилизатора, шкворня на подшипниках, воздухосбросов для УАЗ Патриота
    • установка кондиционера

    • доработка системы вентиляции салона Нивы 2121-14 (установка вентилятора барбанного типа)
    • установка компьютеров, зеркал с электрорегулировкой, повторителями поворота и подогревом зеркального элемента, электроподогрева сидений, струйных омывателей фар, установка ксенона, противотуманных фар, подогрева бачка омывателя лобового стекла, сигнализации, музыки,тв.
    • шумоизоляция кузова и пластика автомобиля
    • ремонт ходовой
    • ремонт двигателя
    • ремонт РПМ, РЗМ, КПП, РК

    • установка главных пар в РПМ и РЗМ (4.1; 4.3; 4.44 и т.д.)

    • установка самоблокирующих/автоматических дифференциалов в РПМ и РЗМ

    • изготовление и установка стального корпуса РПМ с независимым креплением

    • установка независимого крепления РПМ для Нивы 2121-14

    Источник: site.autocentre.ua

    Замена порогов на Ниве Шевроле

    Смотрите также

    Как мыть машину зимой

      5 0 4k

    Обработка антигравием

      44 0 38k

    Лучший воск для автомобиля

      41 0 43k

    Какую шумоизоляцию для автомобиля выбрать

      48 0 51k

    Антицарапин для авто

      8 0 15k

    Несмотря на хорошие технические характеристики Шевроле Нива кузов — остается одним из слабых мест автомобиля. В наибольшей степени коррозии подвержены лонжеронные балки, пороги, подвеска и дно автомобиля.

    Причины замены порогов на Ниве Шевроле

    Постоянные нагрузки на перечисленные выше элементы, грязь, проникающая в труднодоступные места, и другие факторы — все оказывает разрушительное влияние на кузов автомобиля. Да и качество метала оставляет желать лучшего. Ведь небольшие трещины и вмятины, оставляемые после «жесткой» эксплуатации, могут перерасти в очаги ржавчины и разломов на кузове.

    Еще одним неприятным обстоятельством является мелкое ДТП, после которого необходимо устранять последствия. Также способствует разрушению и без того уязвимых мест, езда по неровным и пересеченным дорогам. Поэтому не стоит удивляться, что даже на относительно новых авто могут возникнуть подобные повреждения. При таких обстоятельствах замена порогов Шевроле Нива становится очевидной необходимостью, и многие автовладельцы подумывают, как сэкономить на ремонте и поменять пороги своими руками.

    Конечно, проще всего выполнить ремонт на СТО, которое может предложить весь спектр восстановительных работ по кузову. Замена порогов в автосервисе в Московской области обойдётся в 5000 рублей за одну сторону, не учитывая покраски и стоимости запчастей.

    Советы по замене порогов на Chevrolet Niva

    Осуществляя ремонт по замене порогов своими силами, рассчитывать на успешный результат можно лишь в том случае, если вам знакомы слесарные работы, есть навыки обращения со сварочным аппаратом и опыт покраски авто. В противном случае выполнить качественный ремонт будет проблематично.

    Замену порогов нужно выполнять на ровной поверхности, чтобы не было перекоса кузова машины.

    Важно извлечь все быстровозгораемые и легкоплавкие детали салона и вынести их за рабочую зону. Обязательно отключите АКБ, чтобы избежать негативного воздействия сварки.

    После установки порогов на Шевроле Ниву, необходимо обработать деталь антикоррозийным покрытием или специальным грунтом.

    Для выполнения работ понадобится:

    • полуавтоматический сварочный аппарат;
    • болгарка и диски к ней;
    • комплект новых порогов на Ниву Шевроле;
    • дрель;
    • автомобильная мастика, грунтовка, растворитель;
    • кисточки 2 шт.;
    • инструмент (молоток, отвертки, плоскогубцы, фиксаторы).

    Какие пороги ставить на Ниве Шевроле?

    Оригинальный номер правого порога 2123-5401064, средняя цена 3025 руб., левого — 2123-5401065, средняя цена 3108 руб.

    Подверженный ржавчине порог, требующий замены.

    Источник: etlib.ru

    Ремонт порогов нивы своими руками

    Рано или поздно (лучше поздно), на автомобилях коррозия начинает одерживать победу, и приходится от косметических методов (грунтовка+краска)
    переходить к хирургическим (резка и сварка). Надеюсь, эта небольшая инструкция поможет разобраться, что и в какой последовательности нужно менять, что нужно покупать и, вообще, как все выглядит внутри.

    Итак. На Вашем автомобиле появилась необходимость замены порогов.

    Перед началом работы необходимо провести ревизию и выяснить, какова степень повреждений. Для этого поднимаем машину, ставим на упоры (ВНИМАНИЕ! СОБЛЮДАЙТЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ) и, вооружившись тонкой отверткой, начинаем исследовать.

    Позволю себе небольшое отступление в конструкцию автомобиля, чтобы определиться, куда этой самой отверткой «исследовать».

    Непосредственно порог состоит из трех элементов. Наружная часть (является частью боковины, но поставляется как отдельная ремонтная деталь), внутренняя часть (состоит из соединителя и элемента днища) и усилителя. В разрезе это выглядит приблизительно так:

    Усилитель в свою очередь состоит из трех частей. Если со средней частью все просто, она поставляется, как отдельный элемент, то передняя и задняя часть усилителя – элементы внутренней части боковины и панели «передка», которая соединяется с моторным щитом.

    Кроме того, с внутренней стороны соединителя приварены передний кронштейн (поддомкратник), передний соединитель (то, на чем висит брызговик), задний соединитель (к нему прикручивается реактивная штанга) и задний поддомкратник.

    Вот все эти элементы и необходимо проверить. Отверткой наносим удары средней силы. Те элементы, которые удается проткнуть, подлежат замене однозначно. Кроме этого необходимо изучить состояние лонжеронов в тех местах, где к ним присоединены соединители, и днище в тех же областях.

    Приступаем к работе.

    Снимаем двери и сидения, убираем коврики, устанавливаем подпорку под среднюю часть автомобиля, чтобы избежать проседания, и срезаем внешнюю часть порога:

    Изучаем состояние усилителя и внутреннего соединителя:

    Так как часть порога заходит под переднее крыло, необходимо срезать его (крыла) нижнюю часть или (если состояние крыла неудовлетворительное) полностью удалить его. Лучше всего это делать с помощью приспособления для высверливания точечной сварки:

    В данном случае крыло имело механические повреждения и в дальнейшем было заменено целиком.

    Удаляем усилитель и все, что находится в неудовлетворительном состоянии:

    Снимаем соединитель и, если необходимо, поддомратники:

    Зачищаем места сварки, убираем пластовую ржавчину и устанавливаем новый соединитель:

    После сварки рекомендую обработать место соединения шовным герметиком и покрыть грунтом. В своей работе я использую Standox Rotbraun для дополнительной антикорозийной защиты:

    Устанавливаем среднюю часть усилителя:

    Изначально был приобретен «запасной» усилитель, из которого были восстановлены недостающие части. Все швы были обточены и покрыты грунтом:

    Подгоняем и ввариваем наружную часть порога:

    Следует отметить, что НЕЛЬЗЯ ВАРИТЬ СПЛОШНЫМ ШВОМ. Сильный нагрев «уведет» металл, и перед покраской придется использовать большое количество шпаклевки, что не будет являться качественным ремонтом.

    Сварка ведется по принципу через шесть точек. То есть, делаем точку, отходим на расстояние приблизительно шесть точек и делаем следующую. Область вокруг первой успевает остыть и мы возвращаемся к первой и т. д.:

    Обтачиваем швы и устанавливаем крыло (или его часть):

    Обрабатываем швы стеклошпаклевкой и отправляем в покраску:

    Источник: www.niva-faq.msk.ru