Под небом голубым чьи стихи

История песни “Рай” (“Город золотой”)

8 апреля 2017 года на восемьдесят втором году жизни умер Анри Волохонский. Он четверть века посвятил науке, с конца пятидесятых писал стихи, песни и пьесы, около десяти лет работал на «Радио Свобода». Широкой публике Анри Гиршевич известен, прежде всего, как автор стихотворения «Рай», которое впоследствии стало знаменитой песней «Город золотой» («Над твердью голубой», «Город»).

Несмотря на огромную популярность музыкальной композиции, браться за статью о ее истории долгое время не хотелось, так как на разных сайтах давно опубликованы интересные и содержательные исследования, посвященные созданию и толкованию смысла произведения. Но оставить без внимания легендарную песню, тем самым не почтив память замечательного поэта, было бы с нашей стороны просто неприлично.

Давайте разбираться, как была написана великолепная песня и почему многие до сих пор считают ее детищем Бориса Гребенщикова.

Музыка

Но начнем мы не со стихотворения, которое легло в основу будущей песни, а с музыки. В 1972 году советский монополист грамзаписи, фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI-XVII веков» советского композитора, лютниста и гитариста Владимира Вавилова.

Открывала сборник «Сюита для лютни: Канцона и Танец». Ее автором был указан Франческо да Милано, однако позже выяснилось, что автором произведения был сам Вавилов. Он же сочинил почти все остальные композиции, вошедшие в пластинку, кроме «Спандольетты» и «Зеленых рукавов».

О причинах, заставивших его скрыть авторство, говорит Тамара Вавилова, дочь Владимира Федоровича:

Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией «Вавилов» никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии.

Композитор умер 11 марта 1973 года, приблизительно через год после выхода пластинки.

Слова

Еще до смерти Вавилова, в ноябре 1972 года, Анри Волохонский сочинил стихотворение «Рай», начинавшееся словами «Над небом голубым…».

Колоритные образы родились у поэта благодаря историям из Ветхого Завета:

Аксель [художник Борис Аскерольд] делал тогда это самое «Небо на земле» [мозаичное панно в Таврическом саду]… А мы делали вид, что помогаем Акселю — кололи смальту и составляли куски мозаик по его росписям, впрочем, довольно бездарно. Акселю приходилось нас поправлять. А я вообще по большей части лодырничал. В прямом смысле слова он мне ничего не говорил и не советовал, но атмосфера была та самая.

По воспоминаниям автора, строчки будущего хита появились на свет за четверть часа. Положить их на «Канцону» Владимира Вавилова помог Алексей Хвостенко, соавтор и близкий друг Волохонского.

Версии песни

Первым исполнителем песни стал также «Хвост», спевший «Рай» в характерной для него манере.

Впоследствии магнитофонная запись передавалась из рук в руки. Композицию пели Елена Камбурова, несколько изменившая слова песни, Виктор Луферов и другие барды.

Борис Гребенщиков включил ее в свой репертуар лишь в 1984 году, услышав песню в спектакле «Сид» театральной студии «Радуга». Считается, что впервые он спел композицию в Харьковском университете. Лидер «Аквариума» изменил первую строчку текста, перенеся «город золотой» с небес на землю.

Анри Волохонской воспринял подобную интерпретацию философски:

Видимо, у Гребенщикова была плохая копия [записи Хвоста]. Что-то он, возможно, заменил ради музыкального благозвучия, как он его видел. А вот что касается «Над небом голубым» – мне кажется, что они опасались антирелигиозной цензуры, вот и заменили это…

Вот еще одна цитата автора по теме:

Где-то в конце восьмидесятых у нас поставили советское телевидение, и вдруг смотрю — БГ поёт мою песню. Что ж… Хорошо поёт. Ну, текст немножко искажает, но это не беда. Бывает. Да ведь все песни существуют в более-менее искажённом виде. Возьмите, скажем, «Хасбулат удалой». Там ведь совсем другой текст, чем тот, который поётся. В общем, я обрадовался даже. Это, знаете, придумывают всякие глупости, говорят про этого бедного БГ, что он, мол, не имел права… Почему? Конечно, имел.

Алексей Хвостенко высказался более резко:

Да, подпортил текст – он ее, наверно, усвоил на слух. Слух у парня так себе – что же делать…

Борис Борисович пытался объяснить изменение в словах песни таким образом:

А тогда мы сравнивали наши версии: я, не расслышав, пел «Под небом голубым», а у него [Хвостенко] – «Над небом голубым». Принципиальная богословская разница, о которой мы тогда, в Париже, заспорили в четвертом часу ночи. Мы сравнивали наши версии. Я ему говорю: «Как автор ты, естественно, обязан поддерживать свою версию, но я эту песню услышал и запомнил вот так, и мне представляется, что рай не обязательно искать где-то в другом месте, мне кажется, что его можно увидеть на Земле». По-моему, он оценил мою точку зрения.

Композиция, озаглавленная как «Город», вошла в альбом «Десять стрел» группы «Аквариум».

А после того, как песня «Город золотой» вошла в саундтрек культового фильма «Асса» режиссера Сергея Соловьева, она стала невероятно популярна на территории всего СССР.

Интересные факты

  • Песня «Рай» переведена на иврит, английский, украинский, греческий, белорусский, испанский и некоторые другие языки.
  • Композиция входит в списки «100 лучших песен русского рока в ХХ веке» («Наше радио») и «100 песен, изменивших нашу жизнь» (Time Out).

«Рай», Анри Волохонский

Над небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою стеной
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы

Одно – как желтый огнегривый лев,
Другое – вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый

А в небе голубом горит одна звезда
Она твоя, о, ангел мой, она твоя всегда
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад

Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый

Цитаты о песне

Я ему [Борису Гребенщикову] исключительно благодарен. Он сделал эту песню столь популярной. Ведь Гребенщиков исполнил эту песню тогда, когда и моего имени нельзя было называть, да еще и в фильме, и в столь популярном фильме! Рассказы о том, что я будто бы подавал на него в суд — чушь.

Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно.

Источник: song-story.ru

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Рубрики

  • Литература (143)
  • Любимые стихи (50)
  • Отзывы о прочитанном (40)
  • Музыка (120)
  • Переводы текстов песен (30)
  • Любимые исполнители (14)
  • Истории песен (10)
  • Adagio. (8)
  • Переводы песен Сары Маклахлан (6)
  • Кино и живопись (53)
  • Короткометражи (короткометражные фильмы) (8)
  • Quotations (47)
  • Spirits (45)
  • C’est la vie (34)
  • Психологические тесты (30)
  • Бизнес, IT-технологии (23)
  • Мои мозгошмыги (11)
  • ГП, ЛФ и прочая фикня (5)
  • Уголки мира и их красоты (10)
  • my edition of ЖЗЛ (7)
  • Imaginations (7)
  • 50 оттенков ДЦП (1)
  • (0)
  • . о кошках, жизни, уроках добра (0)

Я – фотограф

Иллюстрации к Стране северного ветра Дж. Макдональда

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

ИСТОРИЯ ПЕСНИ: «Над небом голубым. »/Город золотой

Четверг, 29 Июля 2010 г. 11:24 + в цитатник

В 1987 году вышел на киноэкраны фильм «Асса», а вместе с ним обрела широкую известность эта мелодия в исполнении БГ. Впрочем, как выяснилось, существовала эта песня и до БГ. Мотив ее долгое время приписывали средневековому итальянскому композитору лютневой музыки Франческо да Милано, а слова — самому Борису Гребенщикову, который не потрудился авторства отрицать. Таким образом, народной молвой песня приписывалась всем, кому угодно, вплоть до средневековых евреев (. – это заговор ).

Любопытное состоит в том, что в случае с «Городом. », очевидное — ни есть истинное. А настоящая история этой песни уходит своими корнями в 1972 год, когда советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает альбом «Лютневая музыка XVI-XVII веков» с именем Владимира Вавилова на обложке. На пластинке 10 произведений и лишь три из них исполнены Вавиловым. Среди них такие известные сейчас, как Аве Мария Джулио Каччини и Ричеркар Николо Негрини. Лишь три композиции действительно, исполняет В. Вавилов (лютня). Так почему же только его фамилия на обложке.

Да-да, именно Владимир Вавилов — настоящий автор «средневековой лютневой музыки». В советские времена композитор без высшего музыкального образования предпочел выяснению отношений с худсоветом невинную мистификацию, состоящую в преписывании собственных мелодий малоизвестным музыкантам эпохи возрождения.
И так родилась эта мелодия. Через год после выхода пластинки 11 марта 1973 г., умер ее настоящий автор Вавилов. Примерно в это же время не выходит эта музыка из головы поэта с инженерным образованием, автора песен Анри Гришевича Волохонского. Гуляя по Питербургу, то и дело навещая известного в то время ленинградского художника Бориса Аскерольда (Акселя), который в то время работал над панно «Небо», Андрей Волохонский однажды сочиняет (а точнее, «записывает за 15 минут») строчки, ложащиеся на мелодию Канцоне Вавилова. Вот они:

Читайте также:  Сколько литров в охлаждающей системе

Первоначальный вариант стихов А.
Волохонского (1972 г.)

отсутствие пунктуации автора
сохранено=)

Над небом голубым

Есть город золотой

С прозрачными воротами

А в городе том сад

Все травы да цветы

Гуляют там животные

Одно как рыжий огнегривый лев

Другое – вол, исполненный очей

Третье – золотой орел небесный

Чей там светел взор незабываемый

А в небе голубом

Горит одна звезда

Она твоя о Ангел мой

Она всегда твоя

Кто любит тот любим

Кто светел тот и свят

Пускай ведет звезда твоя

Дорогой в дивный сад

Тебя там встретят огнегривый лев

И синий вол исполненный очей

С ними золотой орел небесный

Чей так светел взор незабываемый

Над твердью голубой

Есть город золотой

С высокими воротами

С прозрачную яркою стеной

В том городе сады

И травы и цветы

В садах гуляют звери

Тебя там встретит огнегривый лев

И белый вол преисполненный очей

С ними золотой орел небесный

Чей так светел взор незабываемый

А в тверди голубой

Горит одна звезда

Она твоя о Ангел мой

Она всегда твоя

Кто любит тот любим

Кто светел тот и свят

Пускай ведет звезда тебя

Дорогой в дивный сад

А вот и апокалиптические существа собственной персоной. В древности художники стремились как можно
точнее следовать библейскому тексту,
представляя Херувимов с четырьмя ликами (видите –
все, как в песенке поется). Такое изображение
Херувима называют тетраморф (“четырехликий”).
Херувим-тетраморф истолковывался как символ
единого Евангелия – Слова Божия, записанного
четырьмя евангелистами; а также как символ
четырех сторон света, четырех времен года,
четырех планет. Короче, все как обычно, зависит
от вашей испорченности=)) Илл.: фрагмент фрески XVI
в., Метеора, Греция

Позже Волохонский передает слова и музыку своему другу и соавтору Алексею Хвостенко, который становится первым исполнителем песни. А первое ее название, простое и емкое, – «Рай». Вол

хонский не скрывает, что заимствовал образы для стихотворения из ветхозаветных преданий: “Аксель делал тогда это самое «Небо на земле»… А мы делали вид, что помогаем Акселю — кололи смальту и составляли куски мозаик по его росписям, впрочем довольно бездарно. Акселю приходилось нас поправлять. А я вообще по большей части лодырничал. В прямом смысле слова он мне ничего не говорил и не советовал, но атмосфера была та самая.”

Слышит эту песню от Хвостенко Елена Камбурова. И впоследствии исполняет в собственной редакции вот уже на протяжении многих-многих лет. Она — второй исполнитель песни. Было и много других бардов. К слову сказать, Борис Гребенщиков стал исполнять эту песню лишь в 1986 году. Причем, важная деталь, в его интерпретации «Город. » кардинально поменял свое расположение и оказался под небом, видимо в силу особого религиозного мировоззрения. «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно», – комментирует такую рокировку сам легендарный БГ.

Меняются названия, появляются новые и новые переводы (песня существует на иврите и на английском. А песне-мечте о Золотом Граде, бог знает каким чудом родившейся в стране советов вот уже 40 лет.

[b]Женское исполнение. Елена Камбурова – «Над твердью голубой. »:

БГ – Аквариум //Город Золотой «Асса» (1987):

Источник: www.liveinternet.ru

Город золотой. История знаменитой песни

http://www.stihi.ru/2017/04/09/1064
Вавилов, да Милано или Бетховен? Город золотой
(с портретом композитора и лютниста Франческо да Милано)

——————-
9 апреля 2017. Печальное известие об уходе Анри Волохонского, автора песни “Город золотой”.
Перепубликация с дополнениями моей статьи, разошедшейся в сетевом пространстве. Написана в 2012г.
Памяти поэта, философа Анри Волохонского посвящаю. Илл.:стилизованный под старинный портрет Анри Волохонского.
——————-

” Песня становится популярной, когда вы слышите ее впервые, но вам кажется, что она
существовала всегда. ” Из монографии о Битлз.

История одной песни. Детектив.

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И с яркою звездой.

Варианты ответов об авторстве знаменитой песни “Под небом голубым есть город золотой”:

Вариант первый:
Борис Гребенщиков – это самое распространённое мнение.

Вариант второй:
Алексей Хвостенко-ответ тех, кто неплохо разбирается в отечественной рок-музыке. Первым исполнителем был именно он. Хотя, как это нередко случается, песня находит своего исполнителя, и это не всегда первый исполнитель. В данном случае, Город золотой-визитная карточка Б.Гребенщикова, вокалиста группы “Аквариум”.

Вариант третий:
Это перевод древнееврейского или библейского текста, на музыку Франческо да Милано, итальянского композитора средневековья.Так ответят очень немногие.
И я так полагала.
Но ни один из этих вариантов не верен!
.
Бесчетно прокрутили эту песню. Она оказывает прямо-таки мистическое воздействие. Говорят, что когда на демонстрации х/ф »Асса» начинала звучать в фильме эта песня, то, как по команде, публика в залах кинотеатров подымалась, и стоя слушала эту песню. Понятно, что Гимны слушают стоя, и то в официальной обстановке. Но лирическая песня чтобы поднимала залы. Поразительно. Узнав теперь, что Город золотой вошел в список 100 лучших песен русского рока в 20 веке, я была и удивлена, и обрадована. Причем в этой почетной сотне “Город золотой” занимает третью строчку! Первая тройка это все равно, что одно. Не зря же при вручении медалей на Олимпиадах, призеры в конце часто становятся на первый золотой помост и, обнимаясь, машут трибунам.

Значит, Город Золотой-одна из трех лучших песен русского рока!

Самое невероятное в этой истории это как одной из лучших песен русского рока, жанра, агрессивно отвергающего наследие классики и даже эстрадно песенный жанр(«попса») стала песня с библейско-мифологическими образами текста и с мелодией далеко не роковой по характеру, даже не привычно-эстрадно-песенной. А какой? Старинный лютневый напев. Аж 16 века. Бывает же так. Как могли такие строки и такая архаичная мелодия запасть в душу миллионам? Чего не удается всей мировой музыкальной классике, ценителями которой по подсчетам ЮНЕСКО является не более пяти процентов населения Земли, включая в эти пять процентов и профессионально причастных к классике(исполнителей и т.д.), и меломанов.
Это сам по себе феномен, требующий специального и углубленного исследования. Что выходит за рамки нашей статьи. Отметим лишь, что песня группы Аквариум «Город золотой» появилась в эпоху крушения устоев и массового обращения к религии и духовности, пребывавшей под грубым запретом десятилетия. Правда, это объяснение не может считаться исчерпывающим, поскольку песня переведена на множество языков:английский, немецкий, испанский, иврит, украинский, белорусский и т.д.
Исполнялась разными исполнителями и группами в разных странах. Так что песня приобрела интернациональное значение и размах, очевидно затронув что-то глубинное в человеческих душах вообще вне социальных систем и наций.

Кроме того, в песне нет непосредственных библейских мотивов, которые легко узнавались бы советской аудиторией ввиду ее в массе незнания религиозных текстов. Содержание песни просто кажется суть фантастичным, сказочным, притчево — философским. Не думаю, что библейские аллюзии поднимали залы кинотеатров. Так что даже с некоторым удивлением узнаешь, что любимая песня насыщена таковыми:
«В ноябре 1972 года поэт Анри Волохонский сочинил на мелодию с пластинки Вавилова стихотворение «Над небом голубым…», озаглавленное в его сборнике произведений как «Рай». В стихотворении использованы библейские образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля (Иез. 1:10), на эту книгу, как на источник, указывает и сам А. Г. Волохонский». Образный ряд лев-вол-орел присутствует в видениях Иезекииля.

Итак, автором слов является Анри Волохонский, поэт, прозаик и философ.
А кто автор музыки? Вот здесь начинается настоящий детектив.
Советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила в 70-е пластинку «Лютневая музыка XVI—XVII веков». Первая композиция на ней была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец», а в качестве автора был назван Франческо Канова да Милано, известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века. Однако авторство этого композитора было подвернуто сомнению музыковедами-знатоками старинной музыки. Среди опубликованных до выхода пластинки произведений Франческо да Милано данной композиции не обнаружено, как и в полном собрании сочинений да Милано.
В 2005 году появилась интернет-публикация Зеева (Владимира) Гейзеля с обширным исследованием вопроса авторства данного произведения — как музыки, так и текста. Прелюбопытнейшее исследование! Это стоит почитать. Вывод автора:автором музыки является Владимир Вавилов (1925—1973), советский гитарист и лютнист, прибегший по определённым причинам к мистификации. Пластинка Вавилова получила значительную известность в Советском Союзе и выдерживала несколько переизданий. Первая часть сочинения «Канцона и танец» легла в дальнейшем в основу знаменитой песни.

Итак, автор музыки “Города золотого” это Владимир Вавилов, советский гитарист и лютнист, исполнитель-виртуоз старинной и современной гитарной и лютневой музыки. Зачем он мистифицировал авторство? Приписав свое сочинение старинному итальянскому композитору? Но это не единственная его мистификация.
Первым исполнителем песни стал Алексей Хвостенко, друг и соавтор Анри Волохонского. Песня стала известной в бардовской среде. В своей версии со строчками “Над твердью голубой” ее уже исполняла Елена Камбурова. В 1975 году песня использовалась в спектакле «Сид» ленинградского театра-студии «Радуга», где её и услышал Борис Гребенщиков. Он впервые исполнил песню в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете. При этом самый известный в будущем исполнитель этой песни, для которого она стала «визитной карточкой» , извинился перед слушателями за то, что даже не знает, кто написал это произведение.

Песня была записана группой «Аквариум» в январе 1986 года в Ленинградском Доме Радио. Под именем «Город» она вошла в альбом «Аквариума» «Десять стрел».
В варианте Гребенщикова имеется несколько отличий от оригинального текста, главное из которых — замена в первой строчке «Над небом голубым…» на «Под небом голубым…». Это существенно. Ведь в оригинале у Волохонского песня называется «Рай». И город золотой у него «над небом голубым», а у Гребенщикова – »под небом голубым», то есть, на Земле.

В песне то ли сознательное заимствование, то ли бессознательная аллюзия с пушкинским “Под небом голубым страны своей родной. “. Да-да, Пушкин он не зря-наше всё! Начальные слова и размер рифмуется так же в пушкинском стихотворении. Есть и романс, написанный в 30-егг 20в. известным композитором Ю.Шапориным на стихи Пушкина “Под небом голубым”.

И наконец впечатляющая деталь популярности этой песни:в 2011 году в городе Щелково построена звонница Серафимо – Саровской церкви, где каждый день на колоколах исполняется полуденный перезвон с мелодией В.Вавилова «Город золотой».

Приведем аутентичное стихотворение Анри Волохонского:
Сборник “Анри Волохонский. Стихотворения” 1983, HERMITAGE USA (сохранена пунктуация автора):

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной
А в городе том сад
Все травы да цветы
Гуляют там животные
Невиданной красы
Одно как рыжий огнегривый лев
Другое – вол, исполненный очей
Третье – золотой орел небесный
Чей там светел взор незабываемый
А в небе голубом
Горит одна звезда
Она твоя о Ангел мой
Она всегда твоя
Кто любит тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда твоя
Дорогой в дивный сад
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый
А вот текст известной песни:
Слова Анри Волохонского, музыка Владимира Вавилова.
Город золотой(«Рай»)
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:
Одно, как желтый огнегривый лев,
Другое вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда твоя
Дорогой в дивный сад
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол исполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый

http://www.stihi.ru/2013/03/23/7194
Загадка коммунистического гимна Интернационал

В этой моей статье я продолжила осмысления феномена этой песни в более широком культурологическом контексте, поставив в ряд такие песни, как “Michelle” и “Yesterday” Пола Маккартни, коммунистического гимна “Интернационал” и др. всемирно известные и легендарные песни, как проявления платоновой концепции вечных эйдосов.

Источник: www.stihi.ru

Умер автор песни «Под небом голубым есть город золотой»

На 82-м году жизни умер поэт, переводчик и философ Анри Волохонский, автор стихотворения «Рай» («Над небом голубым есть город золотой»), которое всем известно как песня Бориса Гребенщикова. Поэт скончался во сне 8 апреля.

Волохонский родился в 1936 году в Ленинграде, получил химико-фармацевтическое образование и участвовал в исследовательских экспедициях на океанах, морях и озёрах.

Одновременно писал стихи, песни и пьесы, которые публиковал в самиздате. Во многих его произведениях, как и в известной песне «Рай», эпические и мифологические мотивы подвергаются неожиданной обработке, сочетающей иронию с метафизикой.

В конце 1973 года Волохонский получил разрешение на выезд в Израиль, где жил до 1985 года. После он переселяется в Германию, в Мюнхен и работает редактором отдела новостей на «Радио Свобода».

Первым исполнителем песни «Рай» стал Алексей Хвостенко, многолетний друг и соавтор Волохонского. Песня была известной в бардовской среде, её включали в свой репертуар многие исполнители. В 1975 году песня использовалась в спектакле «Сид» ленинградского театра-студии «Радуга».

Там её и услышал Борис Гребенщиков. Впервые он исполнил «Рай» в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете, извинившись при этом за то, что даже не знает, кто автор этого произведения.

Песня была записана группой «Аквариум» в январе 1986 года и под названием «Город» вошла в альбом «Десять стрел». С тех пор песня стала визитной карточкой Гребенщикова.

В варианте Гребенщикова текст песни имеет несколько отличий от оригинала, главное из которых – замена в первой строчке «Над небом голубым…» на «Под небом голубым…».

Сам Гребенщиков так объясняет появление разночтений:

– Я, не расслышав, пел «Под небом голубым», а у него [Хвостенко] – «Над небом голубым». Принципиальная богословская разница, о которой мы тогда, в Париже, заспорили в четвертом часу ночи. Мы сравнивали наши версии. Я ему говорю: «Как автор, ты, естественно, обязан поддерживать свою версию, но я эту песню услышал и запомнил вот так, и мне представляется, что рай не обязательно искать где-то в другом месте, мне кажется, что его можно увидеть на Земле». По-моему, он оценил мою точку зрения.

Всесоюзную популярность песня обрела после того, как прозвучала в исполнении «Аквариума» в фильме Сергея Соловьёва «Асса».

В оригинале текст стихотворения выглядит так (принципиально почти без знаков препинания – воспроизводится по изданию «Человек и Природа» № 4, 1990 г.):

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И с яркою стеной

А в городе том сад
Все травы да цветы
Гуляют там животные
Невиданной красы

Одно как рыжий огнегривый лев
Другое – вол преисполненный очей
Третье – золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый

А в небе голубом
Горит одна звезда
Она твоя о Ангел мой
Она всегда твоя

Кто любит тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда тебя
Дорогой в дивный сад

Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол преисполненный очей
С ними золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый

Главные новости середины недели

У нас праздник, посвящённый мультфильмам, празднуют дважды

Русский человек всегда умел смотреть в лицо опасности

Источник: s-t-o-l.com

Как стихи становятся песней: «Город золотой» Бориса Гребенщикова

«Город золотой» — одна из самых красивых и известных композиций группы «Аквариум», и сегодня уже мало кто задумывается, что Борис Гребенщиков — не автор и даже не первый ее исполнитель. Мы решили вспомнить, как создавалась знаменитая песня.

Музыка

Мелодия «Города», возможно, насчитывает несколько столетий, а может быть, она не старше, чем БГ. Впервые в СССР ее услышали в начале 70-х в сборнике «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Канцону — так называлось произведение — приписывали итальянскому композитору XVI столетия Франческо Канова да Милано. Но в сочинениях самого музыканта этой вещи не было, и тогда исследователи решили, что перед ними фальсификация, а настоящий автор мелодии, Владимир Вавилов, поставил чужое имя только для того, чтобы его композицию услышали.

По другой версии канцона входит в музыкальный сборник, составленный в XVI веке Пьетро Фалезе Младшим.

Слова

Гораздо более прозрачна история текста. Нет сомнения в том, что слова «Города» написал Анри Волохонский — химик по образованию и поэт по призванию. Круг интересов этого человека был огромен. Среди его работ и сатирические пьесы, и перевод джойсовского «Улисса», и комментарии к книгам Бытия, Творения и Откровения Иоанна Богослова. Неудивительно, что с таким бэкграундом ему удалось всего в нескольких строках описать целый рай с садами и символическими животными евангелистов: «желтый огнегривый лев» (Марк), «вол, исполненный очей» (Лука) и «золотой орел небесный» (Иоанн). В этом ряду отсутствует четвертый символ — ангел, принадлежащий евангелисту Матфею. По-видимому, зашедший в город адресат лирического героя и есть персонализация этого ангела и, как следствие, полноценный житель рая.

***
Над небом голубым —
Есть город золотой,
С прозрачными воротами
И с яркою стеной.

***
А в городе том — сад:
Всё травы да цветы.
Гуляют там Животные
Невиданной красы.

В кругах людей, знавших Анри Волохонского, бытует красивая легенда о том, что стихотворение «Рай» (так изначально назывался текст) было написано в мансарде художника Бориса Аксельрода. В этот период Аксельрод получил заказ на панно «Райский сад на земле», и по всей квартире были развешаны и разложены эскизы зверей «невиданной красы», а смальта, изображавшая голубое небо, лежала в подвале. Одним из помощников художника был Анри Волохонский.

Исполнители

Первым, кто спел «Город золотой», стал Алексей Хвостенко, позже композицию услышала Елена Камбурова и, сильно переработав, тоже взяла песню на вооружение (в ее версии «голубое небо» превратилось в «голубую твердь»). И только в 1984 году на одном из концертов зрители услышали «Город» в исполнении Гребенщикова.

В варианте БГ есть одно существенное изменение, более важное для смысла, чем вариации Камбуровой. «Рай» Волохонского начинается со слов «Над небом голубым. », и речь действительно идет об Эдеме. Гребенщиков исправил предлог, — и вот уже рай перемещается под голубое небо. Изначально это было ошибкой, но со временем редакция закрепилась и обрела свою трактовку:

«Я, не расслышав, пел “Под небом голубым”, а у него (Хвостенко) — “Над небом голубым”. Принципиальная богословская разница, о которой мы тогда, в Париже, заспорили в четвертом часу ночи. Мы сравнивали наши версии. Я ему говорю: “Как автор ты, естественно, обязан поддерживать свою версию, но я эту песню услышал и запомнил вот так, и мне представляется, что рай не обязательно искать где-то в другом месте, мне кажется, что его можно увидеть на Земле”. По-моему, он оценил мою точку зрения».

Некоторые исследователи также считают, что, изменив предлог, Гребенщиков вольно или невольно последовал за Пушкиным, у которого есть стихотворение, начинающееся со слов «Под небом голубым страны своей родной».

Мораль

Известность «Город золотой» приобрел после «Ассы» Сергея Соловьева. Песня стала символом группы «Аквариум», а вот про ее авторов как-то позабыли. Но Анри Волохонский никогда не предъявлял БГ претензий по этому поводу, а в одном из интервью признался, что благодарен музыканту за то, что тот сделал песню столь известной, в то время как его имя в стране было под запретом. Вот такое диссидентское братство. Да и в конце концов, какая разница, кто написал слова и музыку, главное, что «Город золотой» не канул в безвестность из-за репрессий по отношению к автору текста.

Источник: eksmo.ru

Под небом голубым чьи стихи

Войти

Умер Анри Волохонский – автор стихотворения «Рай» (песни Гребенщикова «Город золотой»)

В ночь на 8 апреля 2017 года в возрасте 81 года во сне умер поэт Анри Гиршович Волохонский.

Он создал большое количество поэтических произведений, от иронических миниатюр до поэм, в которых эпические и мифологические мотивы подвергаются неожиданной обработке, сочетающей иронию с метафизикой.

Анри Волохонский и Владимир Вавилов

Из произведений Анри Волохонского наибольшую известность получило стихотворение
«Рай» («Над небом голубым…»), написанное на музыку Владимира Вавилова.

Первым исполнителем песни был друг Анри – Алексей Хвостенко, и произошло всё это
в брежневскую эпоху застоя в 1972 году. Сначала она звучала в репертуаре бардов, со сцены небольшого ленинградской театральной студии, где и была услышана Борисом Гребенщиковым.

Он и стал её главным исполнителем, а известность песни принёс фильм «Асса», где её услышали кинозрители страны. В песне лишь немного изменён текст, в частности – не над, а под небом голубым.

Под небом голубым есть город золотой.
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том – сад, все травы, да цветы
Гуляют там животные невиданной красы.

Более сотни раз «Город» звучал на концертах «Аквариума» в десятках городов, в 1986 году песня вошла в альбом «Десять стрел». В 1987 году она прозвучала на всю страну в культовом фильме Сергея Соловьева «Асса», правда, без имен создателей песни в титрах, поэтому с тех пор автором повсеместно считался Борис Гребенщиков.

Аквариум «Под небом голубым.

«Город» стал своего рода гимном целого поколения.
А знаете ли вы, что эта песня занимает третье место в списке 100 лучших песен русского рока в XX веке. Журнал Time Out поместил её в список «100 песен, изменивших нашу жизнь».

«Я ему исключительно благодарен. Он сделал эту песню столь популярной. Ведь Гребенщиков исполнил эту песню тогда, когда и моего имени нельзя было называть, да еще и в фильме, и в столь популярном фильме! Рассказы о том, что я будто бы подавал на него в суд, – чушь».

Владимир Калинин. То, что должно быть живым!

Немного грустно, что за столько лет немногие упоминают, что авторы песни «Город золотой» Анри Волохонский и Владимир Вавилов, зато далеко не каждому посчастливилось написать произведение, которое знает и любит вся страна. Тем более что обоих роднит желание: «Главное, чтобы услышали».

В. Вавилов – Город золотой., из передачи «Абсолютный слух», в которой идёт речь об авторстве песни «Город золотой». Рекомендую посмотреть…

Анри Волохонский родился 19 марта 1936 года в Ленинграде. В конце 1950-х начал писать стихи, песни и пьесы. В молодости будущий автор работал химиком и специалистом рыбного хозяйства, много раз участвовал в гидрографических экспедициях.

С конца 1950-х Волохонский начал публиковать в самиздате свои пьесы, песни и стихи. В начале 1960-х он познакомился с начинающим поэтом, художником, драматургом и певцом Алексеем Хвостенко, с которым он впоследствии написал ряд произведений под общим псевдонимом А. Х. В.

Уроженец Ленинграда в начале 1970-х репатриировался в Израиль, где работал биохимиком, после чего переселился в немецкий Мюнхен, где стал редактором отдела новостей на «Радио Свобода». Последние годы поэт провел в городе Хорб-ам-Неккар федеральной земли Баден-Вюртемберг в Германии. Незадолго до его смерти вышел сборник переводов богослужебных текстов и псалмов с церковнославянского и древнееврейского языков.

Колибри «Орландина». Стихи: Волохонский

Помимо «Под небом голубым», самой часто исполняемой песней на стихи Волохонского является «Орландина», которую, помимо Хвостенко, записывали столь разные музыкальные коллективы, как «АукцЫон» и «Колибри». «АукцЫон» использовал ряд текстов поэта: монолог Волохонского также можно услышать на сольном альбоме вокалиста этой группы Леонида Фёдорова.

Леня Федоров – Галилея (текст-Анри Волохонский)

Леня Федоров поет песню Анри Волохонского «Галилея», в гостиной Ларисы Волохонской
в Париже (15.10.2014). Песня обращена к Алексею Хвостенко и ему же посвящена.

Пою на флейте галилейской лютни
Про озеро похожее на скрипку
И в струнах голос друга или рыбы
Да озеро похожее на птицу

В 2012 году в московском издательстве «Новое литературное обозрение»
вышло трехтомное собрание сочинений Волохонского.

Уже почти полвека живет в мире удивительная песня «Город», и поет ее уже совсем
новое поколение. И следующее запоет. Потому что столько замечательных людей вложили
в нее самое лучшее, что у них есть. И потому что всегда была и будет у людей, что бы
ни происходило за окном, потребность в свете, чистоте, любви, в звездном небе над головой.

Владимир Калинин. Город золотой и Отражение. Титульная картина – Тот, кто стоит у Окна

Источник: lyarder.livejournal.com

Добавить комментарий

Adblock
detector