Шатунно поршневая группа дизельного двигателя

Что входит в поршневую группу двигателя?

Корректное функционирование ДВС в немалой степени зависит от кривошипно-шатунной группы. Именно этот механизм обеспечивает трансформацию энергии от сжигания топлива в движение. Существует ряд технических нюансов и характерных симптомов, которые явно указывают на грядущие или уже возникшие проблемы с поршневой группой. В особенности это касается коммерческого и промышленного транспорта. Нагрузки на него в несколько раз превышают эксплуатационные нормы частных (легковых) автомобилей.

Поршневые ЯМЗ можно приобрести в Интернете. Подобные двигатели, прежде всего, ценят за высокую ремонтопригодность. Отметим, что техника с ЯМЗ под капотом эксплуатируется по всему земному шару. Благодаря столь широкому распространению, удалось достичь максимально сниженных цен за запасные детали.

Состав поршневой группы

В подавляющем большинстве случаев предприятия закупают сразу моторкомплекты. Это своеобразные тул-киты, в которых уже присутствует всё необходимое для технического обслуживания поршневой группы двигателя.

Однако, при необходимости всегда можно осуществить и покупку конкретного элемента в отдельности. Ниже перечислен стандартный набор запасных частей для поршневой группы ЯМЗ:

  • компрессионные кольца;
  • шатун;
  • поршень;
  • крышка шатуна и гайка крепления;
  • маслосъёмные кольца;
  • поршневой палец;
  • втулка шатуна (верхняя головка);
  • стопорное кольцо для поршневого пальца и т.д.

Естественно, данные запасные детали машин производят из специализированных сплавов. Они должны выдерживать заявленные нагрузки. Более того – обладать запасом прочности.

Ни для кого не секрет, что ЯМЗ ходят на 25% дольше технически прописанного срока эксплуатации. Но это не означает, что мероприятия по ремонту и техобслуживанию можно регулярно переносить.

Характерные признаки, которые указывают на проблемы в поршневой группе

К таковым симптомам можно отнести: затруднение при пуске двигателя, расход масла увеличивается, состав выхлопных газов изменяется (двигатель больше дымит), состав масла изменяется (в нём имеются мелкие металлические фрагменты и т.д.).

Если с вышеозначенными признаками ещё можно мириться, то со снижением мощности силового агрегата – нет. Чтобы не доводить до глобальной реставрации двигателя (из-за задиров на поршне, деформации поршневых колец и т.д.), настоятельно рекомендуется иметь достаточное количество ремкомплектов для ЯМЗ в запасе (не только для штатных, но и внеплановых ремонтных работ).

Смотрите также:

  • Знаете ли Вы, что собой представляет с технической точки зрения вилочный погрузчик?
  • Рекомендации, касающиеся выбора автобуса — http://classical-news.ru/kak-vyibrat-avtobus/

В видео демонстрируется поршневая группа для ряда тракторов:

Источник: classical-news.ru

Сборка и установка шатунно-поршневой группы на двигатель

Поршни с шатунами

На днище поршня нанесено обозначение группы поршня по диаметру юбки, на передней части поршня — ремонтной группы и ремонтного размера поршня. Для облегчения индивидуального подбора поршней к цилиндрам каждый из размеров ремонтной группы подразделяют на размерные группы, в которых размеры поршней по диаметру юбки следуют через 0,01 мм. Все операции подбора поршней по цилиндрам необходимо проводить при температуре окружающей среды 17… 23 °С.

Для облегчения индивидуального подбора поршневых пальцев поршни по диаметру отверстия под поршневой палец подразделяют на четыре размерные группы. Маркировку размерной группы по диаметру отверстий под поршневой палец осуществляют нанесением краски на бобышку поршня.

При замене поршней без замены гильзы цилиндров верхнюю кромку (буртик) гильзы, которая образовалась в результате износа гильзы под верхним поршневым кольцом, целесообразно обработать шабером или мелкозернистым шлифовальным кругом, установленным на пневматической или электрической дрели.

Поршни к цилиндрам следует подбирать так, чтобы зазор между стенкой цилиндров и юбкой поршня был 0,03…0,05 мм. Зазор определяется лентой-щупом толщиной 0,08 мм, шириной 10… 13 мм и длиной не менее 200 мм. Ленту-щуп протягивают через зазор между поршнем и цилиндром при неподвижном поршне с усилием 25… 45 Н, При этом поршень должен быть обращен днищем вниз, а лента-щуп должна находиться в плоскости, перпендикулярной оси отверстия под поршневой палец. Подбор поршней можно проводить не выпрессовывая гильзы из блока или после их выпрессовки. После подбора поршней к гильзам цилиндров необходимо на днищах поршней выбить порядковые номера цилиндров.

Посадку пальца в бобышках поршня выполняют с натягом 0,0025… 0,0075 мм. Допуск цилиндричности пальца равен 0,00125 мм в радиусном выражении. Стопорные кольца поршневого пальца следует устанавливать в канавках поршня с некоторым натягом, т.е. они не должны проворачиваться от усилия руки. Кольца, потерявшие упругость, следует заменить.

Шатуны

Нижнюю головку шатуна обрабатывают в сборе с крышкой, поэтому при разборке, контроле и сборке следует сохранять комплектность шатуна и крышки шатуна. Крышки шатунов центрируют по шлифованным поверхностям шатунных болтов. Ремонт верхней головки шатуна обычно заключается в выпрессовывании, запрессовывании и растачивании втулки. Усилие запрессовки втулки должно быть не менее 7 000 Н, При ремонте верхней головки шатуна размеры под втулку и палец должны соответствовать размерам, рекомендованным заводом-изготовителем. Для подбора пары поршневой палец — шатун размеры верхней головки шатуна (диаметр от-верстия под втулку) подразделяют на размерные группы, которые отличаются друг от друга на 0,0025 мм.

Рис. Подбор поршня к гильзе с помощью ленты-щупа:
а — гильза запрессована в блок цилиндров; б — гильза выпрессована из блока цилиндров

Сборка шатунно-поршневой группы

Для сборки шатуна с поршнем нужно подобрать поршневой палец к втулкам верхней головки шатуна и бобышкам поршня. Для соединения с шатуном поршень нагревают в масле или в электронагревательном приборе до температуры 55 °С. При этом палец в отверстие бобышки нагретого поршня должен входить плавно от усилия большого пальца правой руки. В таком соединении после охлаждения поршня появляется необходимый натяг 0,0025 …0,0075 мм.

Затем нужно сверить порядковые номера поршней и шатунов. Шатун закрепляют в тисках, устанавливают поршень, их соединение фиксируют пальцем. Поршень при сборке с шатуном должен быть установлен так, чтобы метка на днище поршня была направлена к передней части двигателя. Бобышка, выштампованная на шатуне для левой группы цилиндров, также должна быть направлена к передней части двигателя, т.е. в одну сторону с меткой на поршне. Для правой группы цилиндров при сборке поршня с шатуном бобышка шатуна должна быть направлена к задней части двигателя, а метка на днище поршня — к передней части.

После соединения и проверки шатунно-поршневой группы следует закрепить стопорными кольцами палец в бобышках поршня, затем тщательно протереть подобранные по канавкам и подогнанные к цилиндрам поршневые кольца и установить их на поршни с помощью специального приспособления. Поршни в сборе с шатуном необходимо проверить по массе. Детали комплекта, установленного на одном двигателе, не должны отличаться по массе более чем на 12 г, т.е. шатуны должны соответствовать по массе одной группе. Для установки поршней с шатунами в цилиндры блока нужно выполнить следующие операции:

  • повернуть блок двигателя, установить его на стенде вертикально, передней частью вверх;
  • последовательно, один за другим брать поршни с шатунами в сборе;
  • тщательно протереть салфеткой постель под вкладыши в нижней головке шатуна;
  • отвернуть гайки и снять крышку шатуна;
  • установить шатун с поршнем.

При этом рекомендуется надеть на шатунные болты специальные колпачки из латуни или меди, предохраняющие зеркало гильзы цилиндров от повреждений.

Затем необходимо проверить и продуть отверстие в нижней головке шатуна, служащее для разбрызгивания масла на стенки цилиндра, вставить вкладыши в шатун и в крышку, протереть салфеткой верхние вкладыши шатуна и поршень, установить на поршень кольца, располагая внутреннюю выточку вверх, развести стыки компрессионных колец по окружности поршня примерно на 120°. После установки развести стыки компрессионных колец на 180°.

Далее следует протереть салфеткой гильзы цилиндров блока и шатунную шейку, смазать чистым маслом, применяемым для двигателя, поверхность шатунного вкладыша, поршня, поршневых колец и гильз цилиндров, вставить поршень с шатуном в цилиндр, направив метку на днище поршня к передней части двигателя с помощью специального приспособления, довести подшипники шатуна до шейки коленчатого вала, продвигая поршень по цилиндру с помощью деревянной оправки, смазать маслом шейку вала и подтянуть нижнюю головку к ней, снять предохранительные наконечники с шатунных болтов и поставить на место нижнюю крышку шатуна, закрепив ее шатунными гайками.

Читайте также:  Характеристика лада с дизельным двигателем

Перед окончанием сборки нужно проверить суммарный осевой зазор между торцами шатунов и шатунной шейки коленчатого вала с помощью щупа и окончательно затянуть болты шатунных подшипников динамометрическим ключом. После затяжки каждой пары шатунных подшипников следует проворачивать коленчатый вал. Момент прокручивания вала при правильно подобранных радиальных зазорах в подшипниках должен быть не более 100 Нм. Аналогичные операции нужно провести при установке в цилиндры остальных поршней с шатунами.

Источник: ustroistvo-avtomobilya.ru

Тепловозы ТГМ4, ТЭМ2, ТГМ6

Сайт посвященный тепловозам

Поршень и шатун дизеля 6ЧН 21/21

Поршень и шатун

Поршень, как одна из наиболее важных деталей двигателя, которая постоянно находится под влиянием высоких механических и температурных нагрузок, изготовляется из высококремнистого алюминиевого сплава.
Для предотвращения пропуска газов картер и для пресечения попадания масла из картера в рабочее пространство цилиндра на поршне есть канавки для следующих колец:

  • Два компрессионных 1 трапециевидного сечения изготовляются из хромированной стали, так как они работают в тяжелых условиях: полусухое трение, высокая температура;
  • Компрессионное кольцо 2 (или еще его называют минутное) изготавливают из легированного чугуна;
  • Маслосъемные кольца 3. На поршне для маслосъемных колец отведено две канавки, в которые устанавливают по два кольца, они изготовляются из легированного чугуна.

Выше описанная схема расположения поршневых колец не всегда соответствует действительности: иногда вместо трапециевидных компрессионных колец, устанавливают прямоугольные кольца, а вместо четырех маслосъемных колец ставят 3 кольца (на последнюю канавку, расположенною в районе юбке, приходится 1 «маслосрезное» кольцо).
На днище поршня имеются: 4-ре кармана для впускных и выпускных клапанов, камера сгорания, также есть два отверстия, в которые вставляется съемник при снятии поршня. Поршень соединяется с шатуном посредством пальца «плавающего типа».

Шатуны изготовлены из высококачественной легированной стали. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, в которой есть отверстие для смазки.

Нижняя головка разборная, для соединения «шапки» к шатуну используются болты с мелким шагом. В нижнюю головку устанавливаются стальные вкладыши, поверхность, которых покрыта свинцовистой бронзой. Для предотвращения самопроизвольного проворачивания вкладышей, на шатуне и его «шапке» запрессовано по одному штифту. Масло для смазки вкладышей поступает по каналам в коленвале .

В процессе эксплуатации дизеля происходит износ и закоксование цилиндро-поршневой группы, в частности при применении масел и топлива не отвечающих требованиям эксплуатационной инструкции. По этой причине происходит повышений пропуск газов из полостей цилиндра в полость картера. избыточное давление в картере при нормальной работе системы вентиляции картера допускается только в исключительном случае. При этом допускается кратковременная работа дизеля при давлении в картере, не превышающим 0,4…0,5 кПа, замеряемым U-образным дифманометром, подсоединяемым к специальному отверстию в блок-картере.
Выемку шатунно-поршневой группы нужно производить только при появлении следующих характерных признаков:

  • Появление повышенного давления в картере;
  • Увеличение расхода смазочного масла(без учета его пропусков через уплотнения);
  • Задир поршня и(или) гильзы;
  • Задир подшипника верхней головки шатуна;
  • Поломка поршня или поршневых колец;
  • Прочие ремонтные работы.

Съемник для выемки поршня с шатуном

Очистку поршневых колец от нагароотложений производят путем помещения их на 40…45 мин. в емкость с раствором кальцинированной соды, нагретой до температуры кипения, или в емкость с диз. топливом. После этого нужно соскребти нагар с колец с помощью медной пластины. Далее промыть кольца в топливе, протереть насухо и осмотреть. Поршневые кольца имеющие трещины, заусеницы и риски на рабочих поверхностях, выкрашивание хромового слоя или места неплотного прилегания к зеркалу гильзы — заменить новыми. Кольца, в замках которых имеется зазор превышающий допустимый, заменяются, и при установке поршневых колец в канавки поршня, следует обратить внимание на осевой зазор между кольцом и канавкой поршня, который должен быть в пределах рабочих величин (О зазорах см. в разделе « Сборочные и рабочие зазоры или размеры «). Замер данного зазора у трапецеидальных колец производится путем предварительного одевания на поршень кольца-приспособления. Кольцо надевается таким образом, чтобы поршневое кольцо сжать до рабочего состояния, выступая заодно равномерно из поршня. Фиксируя кольцо-приспособление в соответствующем положении, ввести щуп между кольцом и поверхностью ручья.
Приспособление для установки/снятия поршневых колец имеет следующий вид:

Если данный зазор будет более допустимой величины, то нужно заменить изношенное по высоте кольцо или же поршень, исходя из причины износа поршневой канавки. При постановке третьего кольца(считая от днища поршня) необходимо обратить внимание на то, чтобы надпись на поршневом кольце надпись была направлена в сторону днища поршня. После надевания колец, их проверяют на свободное перемещение в канавках. Правильно подобранные кольца при проворачивании должны свободно перемещаться при любом их положении.

После снятия колец «смочите» поршень дизельным топливом или бензином, или поместите в емкость с диз. топливом(днищем вниз). Канавки поршневых колец нужно очищать с помощью медной пластины или деревянного скребка. Очистку днища и юбки производить медной пластиной. Использовать наждачную шкурку и стальные пластины строго запрещается. Также необходимо очистить маслоотводящие каналы маслосьемных колец. После очистки, поршень промойте в диз. топливе, протрите насухо, осмотрите и произведите обмер износа.
При осмотре нужно особо уделять внимание имеющимся в наличии трещинам и задирам. При наличии трещин поршень нужно заменить, незначительные задиры устраняются путем зачистки наждачной бумагой.

Источник: tgm4.org

Введение

Целью курсового проекта по эксплуатации и техническому обслуживанию, ремонту тягового подвижного состава является освоение навыков разработки технических процессов, технической и технологической документации, участие в конструкторско-технологической деятельности и создании эскизов, углубление теоретических знаний, систематизации и закрепления материала.

Основной энергетической установкой является дизель. Шатунно-поршневая группа вместе с коленчатым валом – это основной рабочий механизм поршневого двигателя внутреннего сгорания. Поршень – наиболее ответственная и напряженная часть двигателя.

От технического состояния поршня зависит работа всего дизеля в целом и экономичность работы дизеля. Поэтому необходимо обеспечивать уход и контроль качества на техническом обслуживании и ремонте поршней.

Также в проекте разработан технологический процесс ремонта шатунно-поршневой группы дизеля Д49 с раскрытием таких вопросов, как основные неисправности ремонтируемой сборочной единицы и составление технологической схемы ремонта.

шатунный поршневой дизель ремонт

Назначение и конструкция

Дизели 1А-5Д49 мощностью 3000 л.с. (2200 кВт) начали серийно выпускать на Коломенском тепловозостроительном заводе с 1975 г. Их устанавливал на грузовые двухсекционные тепловозы 2ТЭ116 Луганский тепловозостроительный завод. Позднее Коломенский завод приступил к серийному производству пассажирского односекционного тепловоза ТЭП70 с дизелями 2А-5Д49 мощностью 4000 л.с. (2940 кВт).

Рабочий процесс дизелей Д49 отличается высокой экономичностью на режимах номинальной мощности.

На российские железные дороги в общей сложности поступило около 2 тыс. секций тепловозов с дизелями типа Д49.

Шатунно-поршневая группа представляет группу деталей кинематической пары – поршень-шатун, играющей важную роль в рабочем процессе дизеля.

Шатунно-поршневая группа вместе с коленчатым валом являются основным рабочим механизмом поршневого двигателя внутреннего сгорания. Поступательное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого вала при помощи шатуна, сочлененного шарнирно с верхней головкой поршневым пальцем и нижней головкой с шейкой колена вала. Рабочая полость располагается между поршнями. Поршень – наиболее ответственная и напряженная часть двигателя. Он выполняет следующие функции:

Читайте также:  Лампа неисправности системы управления двигателем калина

обеспечивает требуемую форму камеры сгорания и герметичность внутрицилиндрового пространства;

передает силу давления газов на шатун и систему цилиндра;

управляет открытием и закрытием окон.

В процессе работы на поршень действуют механические нагрузки давления газов и сил инерции, а также высокие тепловые нагрузки в период непосредственного соприкосновения его с горячими газами при сгорании топлива и расширении продуктов сгорания. Дополнительно поршень нагревается от трения о стенки цилиндра. При нагреве поршня понижаются механические свойства его материала и возрастают термические напряжения в нем. К тому же ухудшается наполнение цилиндра свежим зарядом, из-за чего уменьшается мощность двигателя, появляются условия для заклинивания поршня в цилиндре, ухудшается работа кольцевого уплотнения. Поршень, наряду с достаточной прочностью и жесткостью, должен иметь возможно меньшую массу для уменьшения сил инерции, обладать высокой теплопроводностью и износостойкостью. Конструкция поршня обеспечивает свободное перемещение его в цилиндре и достаточную герметичность для предотвращения прорыва газа из камеры сгорания в картер и попадания масла со стороны картера в рабочую полость цилиндра, что наблюдается при больших зазорах между кольцом и канавкой поршня.

На всех дизелях типа Д49 применен поршень составной конструкции и относительно малой массы, что создает умеренные инерционные нагрузки на детали шатунно-кривошипного механизма.

Поршни могут изготовляться из чугуна, стали и сплавов алюминия, что влияет на их конструктивные формы (алюминий имеет в 2,5 раза меньшую плотность и в 5 раз большую теплопроводность, чем чугун).

Рассмотрим поршень дизеля типа Д49, особенности его конструкции, а также основные неисправности и методы их устранения.

Источник: studwood.ru

Поршневая МТЗ 80 и МТЗ 82: установка шатунно-поршневой группы

Двигатели внутреннего сгорания оснащаются элементами, совершающими возвратно-поступательное движение, которое затем преобразуется во вращение коленчатого вала. Поршни и шатуны в процессе работы испытывают нагрузки, приводящие к износу деталей и снижению характеристик двигателя. Для обеспечения работоспособности техники требуется устанавливать новые детали ремонтного размера.

Поршневая группа двигателя Д 240

Для ремонта 4-цилиндровых тракторных двигателей МТЗ выпускаются специальные поршнекомплекты, состоящие из:

  • чугунной гильзы;
  • набора поршневых колец (включая 3 компрессионных и маслосъемное);
  • пальца для установки поршня на шатуне;
  • поршня;
  • набора стопорных колец для фиксации пальца;
  • уплотнительных резиновых прокладок, предотвращающих просачивание охлаждающей жидкости в щели между гильзой и блоком.

Стоимость набора зависит от производителя запасных частей. Например, цена комплекта МДК (изготовитель «МД Конотоп») составляет 2 тыс. руб., аналогичный набор от компании «Мотордеталь» обойдется в 3,5 тыс. руб. Существуют отдельные наборы поршневых колец, включающие детали для 4-цилиндрового мотора в сборе или для 1 цилиндра. Приобрести в Москве кольца возможно за сумму 860-2400 руб. (зависит от состава набора).

Установка шатунно-поршневой группы Д 245

Перед началом работ требуется взвесить поршни с предварительно установленными кольцами и шатуны. Допустимая разница в массе составляет 10 и 30 г соответственно, при увеличении значения возникает повышенная вибрация, выводящая силовой агрегат из строя. Если обнаружена увеличенная разница веса деталей, то потребуется приобрести новый комплект, рекомендуется взвешивать компоненты при покупке. Также взвешиваются и пальцы со стопорными кольцами, допускается разница массы до 10 г.

Описание последовательности работы по установке деталей:

  1. Удалить возможные загрязнения с поверхности гильз, поршней, колец, вкладышей и коренных и шатунных шеек. Пыль протирается сухой чистой салфеткой с последующей продувкой деталей сжатым воздухом.
  2. Установить палец в головку шатуна, деталь входит под усилием пальца руки, дополнительная смазка не применяется. Не допускается биение цилиндрической детали в подшипнике, палец не должен выпадать из посадочного гнезда под воздействием собственного веса.
  3. Смонтировать на поршень верхнее компрессионное кольцо, которое отличается от детали, применяемой на атмосферных моторах. Кольцо имеет трапециевидное сечение, рабочая поверхность покрыта хромом (для снижения трения и сокращения зазора). В конструкции поршня для двигателей с наддувом предусмотрена вставка из специального материала, залитая в тело детали. В корпусе вставки выполнен паз для размещения верхнего кольца.
  4. Установить второе компрессионное кольцо (с конусным профилем) и элемент для удаления масла с поверхности гильзы. Повторить процедуру для поршней оставшихся цилиндров двигателя. При монтаже следует контролировать метку «верх» (на части деталей замененную на слово «TOP»), нанесенную на торец детали около замочного соединителя. Надпись предназначена для корректной ориентации колец, располагается в сторону днища поршня.
  5. Проверить легкость вращения колец в пазах, а затем распределить замки по окружности (через 180°). Проконтролировать взаимное размещение расширителя на маслосъемном кольце с положением замка, совпадение зазоров не допускается. На кольце имеется специальная метка (расположена в стороне от разъема), которая размещается в направлении к верхней части поршня.
  6. Смазать внутренние поверхности гильз цилиндров, собранные поршни и шатунный механизм моторным маслом. Для обжатия колец перед установкой используется специальная оправка, облегчающая монтаж и предохраняющая кромки колец от сколов.
  7. Затянуть крепления крышек шатунных опор динамометрическим ключом с приложением момента 180-200 Н/м.
  8. Проверить усилие сопротивления вращению, провернув коленчатый вал за носок. Допустимое усилие составляет до 60 Н/м.
  9. Проконтролировать взаимное положение днища поршня и верхней плоскости блока цилиндров. Заводская документация предусматривает выход поршня из блока на высоту 0,3-0,55 мм.
  10. Проверить расстояние между боковой плоскостью поршня и поверхностью гильзы. Нормативами предусмотрен зазор не менее 0,2 мм (измерение производится на расстоянии 3 мм от верхней торцевой плоскости блока).

После установки деталей выполняется монтаж головки блока, если в процессе ремонта из узла удалялись седла и клапана, то следует смонтировать на место новые детали. Затем устанавливаются детали газораспределительного механизма (с последующей регулировкой зазоров между бойком и торцом стержня) и монтируется поддон, расположенный на нижней части картера.

После проведения сборки и заправки технологическими жидкостями силовой агрегат обкатывается в соответствии с рекомендациями, приведенными в заводской инструкции.

Неисправности поршневой группы двигателя

При износе компонентов поршневой группы в работе силового агрегата возникают неполадки:

  1. При работе прогретого двигателя из выхлопного патрубка наблюдается дым синего цвета, указывающий на попадание масла в камеру сгорания. Проблема возникает при образовании слоя кокса на поршневых кольцах, который вызывает залегание элементов. Дополнительным симптомом поломки является снижение уровня моторного масла в картере.
  2. Появление белого дыма в выхлопных газах прогретых дизелей (при нормативной нагрузке и отсутствии следов воды в топливе) указывает на снижение компрессии из-за износа или разрушения колец или стенок гильзы. Одновременно с появлением белого дыма наблюдается снижение мощности и крутящего момента силовой установки. Для восстановления работоспособности требуется демонтировать головку и проверить состояние элементов поршневой группы.
  3. Затрудненный пуск двигателя (вне зависимости от температуры охлаждающей жидкости) при исправных системах подачи топлива и очистки воздуха указывает на повышение зазора в поршневой группе. При увеличении зазоров появляются глухие стуки, прослушиваемые по всей длине блока.
  4. Стук (или звон), доносящийся из верхней части блока дизеля при изменении оборотов, указывает на появление зазоров между верхней втулкой шатуна и пальцем. Износ поршневых колец дополнительно усиливает шумовой эффект.

Диагностика состояния и дефектовка деталей поршневой

Для предварительной проверки состояния поршневой группы тракторного дизеля необходимо слить масло из картера, а затем демонтировать нижний поддон.

Затем снимается декоративная защитная крышка газораспределительного механизма и удаляется валик с кулачками привода клапанов, под которым размещены болты крепления головки у блоку цилиндров.

После снятия головки механик оценивает состояние детали, при обнаружении трещин силовой агрегат демонтируется с трактора и отправляется в сервисный центр для проведения капитального ремонта.

Читайте также:  Средство для мойки деталей двигателя

Для проверки состояния и замера размеров требуется демонтировать поршневую группу. В процессе разбора мотора удаляется масляная помпа с магистралями подачи жидкости к трущимся парам, а затем откручиваются болты крепления шатунных крышек. Поршни в сборе с шатунами извлекаются из гильз через верхнюю часть блока.

Проверка состояния элементов состоит из этапов:

  1. Определить внутренний диаметр гильзы в зоне максимального износа (ближе к верхней части). Замер производится в 2 плоскостях — параллельной коленчатому валу, а затем параллельной направлению качания шатунного механизма.
  2. Проконтролировать диаметр поршня около юбки (перпендикулярно оси поршневого пальца).
  3. Оценить износ пазов, предназначенных для установки колец. Измерение производится щупом после очистки канавок и установки новых колец.
  4. Зазора между пальцем и соответствующей втулкой в шатуне составляет не более 0,06 мм, при повышении значения детали подлежат замене.
  5. Пальцы меняются при обнаружении овального сечения или износа на конус (более чем на 0,02 мм). Не допускается изгиб или скручивание шатуна (0,08 и 0,12 мм соответственно).

Таблица ремонтных размеров поршневой группы Д-240

Промышленностью выпускается 3 размерные группы поршневой для МТЗ Д-240:

Обозначение группы Внутренний диаметр гильзы (минимум), мм Внутренний диаметр гильзы (максимум), мм Диаметр поршня, измеренный по юбке (минимум), мм Диаметр поршня, измеренный по юбке (максимум), мм
М 110 110,02 109,88 109,90
С 110,02 110,04 109,90 109,92
Б 110,04 110,06 109,92 109,94

Детали отличаются диаметром сопрягаемых элементов, маркировка наносится на верхнюю часть стакана гильзы, не используемую при работе дизеля. Поршни маркируются нанесением соответствующей литеры на днище. При проведении капитального ремонта силового агрегата запрещается использование деталей из разных наборов.

Источник: vseomtz.ru

Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

Шатунно-поршневая группа дизельного двигателя Д-243

Детали поршневой Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при увеличенном расходе картерного масла или повышенном проникновении газов в картер дизеля, замеренных диагностическими средствами.

Если диагностические параметры достигли значений, допустимых в эксплуатации, то дизель разбирают для технической экспертизы, которую проводят путем осмотра и микрометража деталей поршневой группы с целью замены непригодных, износившихся деталей.

Чтобы выполнить техническую экспертизу деталей, снимают головку цилиндров и поддон картера. Если после снятия головки цилиндров на поверхности блока обнаружатся трещины, то дальнейшую разборку прекращают, дизель снимают с трактора и отправляют в ремонт.

При отсутствии явных дефектов демонтируют масляный насос, трубопроводы и крышки шатунных подшипников. Поршни в сборе с шатунами извлекают из гильз цилиндров.

В поршневой двигателя Д-240 трактора МТЗ-82, МТЗ-80 износу наиболее подвержены: поршневые кольца, поршень, втулка верхней головки шатуна, вкладыши шатунных подшипников, гильзы цилиндров.

В первую очередь индикаторным нутромером замеряют диаметр гильзы цилиндра в месте наибольшего износа в верхнем поясе гильзы — сначала в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, а затем в плоскости качания шатуна.

Диаметр юбки поршня двигателя измеряют в плоскости, перпендикулярной отверстию поршневого пальца. Наряду с измерением диаметра юбки поршня контролируют изношенность канавок головки поршня по высоте пластинчатым щупом и новым кольцом.

Если зазор между канавками поршня и кольцом превышает допустимые размеры, поршень заменяют. Если овальность и диаметр гильзы выше, а диаметр поршня ниже значений, указанных в таблице, то и их заменяют.

Поршневую группу Д-240 трактора МТЗ-82, МТЗ-80 заменяют при зазоре между поршнем и гильзой, превышающем указанные значения. Гильзы из блока выпрессовывают специальным съемником.

Если диаметр гильзы и поршня у дизелей с водяным охлаждением в пределах нормы, то рекомендуется удалить гильзы из блока и повернуть их на 90 градусов вокруг оси, так как они более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна. Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке кольца превышает данные, если их установить в неизношенную верхнюю часть гильзы.

Зазоры поршневых колец и поршней двигателя Д-240

Зазор между юбкой поршня и цилиндром, мм:

Нормальный – 0,18. 0,20
Допустимый – 0,26

Зазор в замке поршневых колец, мм:

Нормальный – 0,40. 0,80
Допустимый – 4,0

Зазор по высоте канавок поршня, мм:

Компрессионых – 0,08…0,12
Маслосъемных – 0,05…0,09
Допустимый – 0,30

Перед сборкой поршневой группы трактора МТЗ-80, МТЗ-82 проверяют параметры поршневого пальца шатуна Д-240 и состояние втулки его верхней головки.

Втулку заменяют при увеличении ее отверстия под поршневой палец или прославлении посадки втулки в отверстии верхней головки шатуна.

Поршневой палец и втулку верхней головки шатуна заменяют при зазоре между пальцем и втулкой более 0,06 мм или овальности и конусности поверхности пальца под втулку более 0,02 мм.

Изгиб и скручивание проверяют на приборе. Для всех дизелей изгиб шатуна не должен превышать 0,08 мм, а скручивание — 0,12 мм. При сборке шатуна двигателя вначале запрессовывают втулку в его верхнюю головку.

Чтобы улучшить чистоту поверхности, и окончательно подогнать отверстия под поршневой палец, отверстие обрабатывают регулируемой разверткой или раскаткой. Зазор между отверстием верхней головки шатуна и поршневым пальцем должен быть не более 0,03 мм.

Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала двигателя Д-240 изготавливают с высокой точностью.

Необходимый диаметральный зазор при неизменной постели подшипника обеспечивается соответствующими диаметрами шеек коленчатого вала, поэтому вкладыши при ремонте дизеля заменяют без каких-либо подгоночных операций, только попарно.

Не допускается заменять один вкладыш из пары, а также спиливать или пришабривать стыки вкладышей или крышек подшипников, устанавливать прокладки между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При замене вкладышей их устанавливают того же размера, что и шейки коленчатого вала.

Перед сборкой поршневой группы, связанной с установкой новых деталей, их подбирают по размерным группам.

Сортируют гильзы цилиндров на размерные группы по внутреннему диаметру, а поршни — по наружному диаметру юбки. Поршни и гильзы, устанавливаемые на дизель, должны быть одной размерной группы, как указано в таблице.

Обозначение размерных групп для гильз нанесено на нерабочем верхнем торце гильзы, для поршня — на его днище. Перед установкой гильзы в блок осматривают состояние уплотнительных колец и нижних посадочных мест под гильзу в блоке цилиндров. Как правило, резиновые уплотнения заменяют.

Номинальные и ремонтные размеры поршневой группы двигателя Д-240

Обозначение размеров Диаметр гильзы цилиндра, мм Диаметр юбки поршня в нижней части, мм

М 104,82.-104,84 105,00.-105,02
С 104,84.-104,86 105,02.-105,04
Б 106,86.-104,88 105,04.-105,06

При подборе поршней Д-240 трактора МТЗ-80/82 обращают внимание на размерные группы поршневых пальцев, их внутреннюю поверхность и бобышку поршня, маркированную краской. Поршни и поршневые пальцы подбирают одной размерной группы с одинаковой маркировкой.

Поршневой палец запрессовывают в поршень после его предварительного нагрева в масле до температуры 70. 80°С. Разница в массе шатунов в сборе с поршнями для дизелей — 15 г.

Поршневые кольца на поршень устанавливают в определенном порядке приспособлением, предохраняющим кольца от случайных поломок.

Основные параметры поршневых колец дизеля Д-240

Поршневое кольцо Рабочий зазор, мм Упругость, Н
Первое (верхнее) 0,3.-0,6 60. 82
Второе, третье 0.3. 0.6 68. 78

Кольца, установленные в канавки поршня двигателя Д-240, должны свободно перемещаться при его поворачивании и утопать в канавках под действием собственной массы.

Замки первого и третьего поршневых колец располагают в канавках поршня под углом 180° относительно замков второго и четвертого маслосъемных колец.

Затем поршень и кольца обильно смазывают дизельным маслом и, пользуясь конусной оправкой, устанавливают в гильзу цилиндра. Поршень не может выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм.

Источник: specsts.ru