Параметром срабатывания реле считается

Параметры реле

Параметры реле делятся на основные и не основные. Ориентироваться надо на основные параметры реле, т.к. именно они характеризуют их эксплуатационные возможности и область применения и в конечном итоге влияют на нормальную работоспособность реле.

В свою очередь, основные параметры делятся на:

  1. Электрические: чувствительность, рабочее напряжение (ток), напряжение (ток) срабатывания, напряжение (ток) отпускания, сопротивление контактов, сопротивление обмотки, коммутационная способность, электрическая изоляция.
  2. Временны´е: время срабатывания, время отпускания, время дребезга контактов.

Электрические параметры реле

• Чувствительность реле – способность срабатывать при определённом значении мощности, подаваемой на обмотку реле. Определяется магнитодвижущей силой (МДС) срабатывания. Если сравнивать между собой разные реле, то наиболее чувствительное будет то, у которое срабатывает при меньшей МДС. При этом якорь реле должен чётко притягиваться и контакты всех групп должны замкнуться/разомкнуться.

В справочниках обычно такой параметр как чувствительность не приводится. Он вычисляется из сопротивления обмотки и тока срабатывания.

• Рабочее напряжение (ток).
Техническими условиями для конкретных типов реле устанавливается рабочее напряжение (ток), при питании которым обеспечивается нормальное функционирование реле. В технической документации на конкретное исполнение реле указывается его значение с допусками. При подаче на обмотку реле напряжения (тока) в указанных пределах, оно должно нормально функционировать.

• Напряжение (ток) срабатывания.
Это один из параметров реле, определяющий его чувствительность. Это минимальное напряжение (ток) при котором реле должно нормально сработать, т.е. переключить все свои контакты. А уже для дальнейшего удерживания якоря на обмотку реле надо подавать рабочее напряжение (ток), описанное в предыдущем пункте.

В технической документации данный параметр обязательно приводится для каждого исполнения реле.

Данный параметр является контрольным. Он характеризует устойчивость всех элементов конструкции и стабильность регулировки реле.

• Напряжение (ток) отпускания.
Обязательно приводится в технической документации на каждое исполнение реле как для нормальных условий эксплуатации, так и для условий, когда воздействуют различные факторы.

Отпускание реле – это не что иное, как возвращение контактов в исходное состояние. Происходит оно при снижении напряжения (тока) в обмотке реле до уровня, при котором якорь больше не может удерживаться в сработанном положении и возвращается в исходное состояние выключенного реле. Все контакты также переключаются в исходное состояние. Нормально замкнутые становятся замкнутыми, нормально разомкнутые – разомкнутыми.

Существует такой показатель, как коэффициент возврата. Это отношение тока отпускания к току срабатывания. Значение этого коэффициента у разных реле колеблется в очень больших пределах – от 0.1 до 0.98. Улучшение коэффициента возврата достигается путём сближения характеристик изменения электромагнитной силы, создающей магнитный поток, и силы пружины, противодействующей этому потоку. Также улучшения коэффициента возврата можно достичь путём уменьшения хода подвижной системы и снижения трения в её осях.

• Сопротивление обмотки.
Сопротивление обмотки – это активное сопротивление обмотки реле с допусками, измеренное на постоянном токе. Обязательно приводится в технической документации и справедливо для нормальной температуры окружающей среды.

• Сопротивление контактов электрической цепи.
Оно складывается из сопротивления элементов цепи контактов и сопротивления контактирующих поверхностей. Измерить сопротивление контактирующих поверхностей в реле очень сложно. Поэтому оно оценивается по сопротивлению всей цепи контактов.

Данный параметр может сильно изменяться как в процессе эксплуатации реле, так и в период доставки/транспортировки, т.к. зависит от многих факторов.

Попадание грязи на контакты реле влечёт за собой увеличение падения напряжения на контактах. Как следствие этого – повышенный нагрев контактов, который способен вообще вывести контактную пару из строя. Поэтому в технической документации как правило указывают сопротивление контактов на период поставки.

• Коммутационная способность контактов реле.
Определяется значением мощности, коммутируемой контактами реле, выполняющими определённое количество коммутаций.

Важно понимать, что существует такая вещь, как коррозия контактов. И она сильно зависит от коммутируемой мощности. Но проявляется она при токах в 100 мА и более. При меньших токах основное влияние на работоспособность реле оказывает механический износ подвижной системы и контактов.

В тех. документации как правило указан диапазон коммутируемых напряжений и токов, при которых гарантируется конкретное число коммутаций.

Максимальная мощность, которую способно коммутировать реле, ограничивается температурой нагрева контактов, при которой снижается механическая прочность материала контактов.

• Электрическая изоляция.
Характеризует электроизоляционные свойства реле. Это способность изоляции реле выдерживать перенапряжения (кратковременно и длительно), неизбежно возникающие в процессе эксплуатации аппаратуры. Изоляция реле определяется электрической прочностью промежутков – воздушных (межконтактных) зазоров и по поверхности диэлектрика платы реле. По этим промежуткам судят о токах утечки реле.

Временны´е параметры реле

• Время срабатывания – время, прошедшее с момента подачи напряжения на обмотку реле до первого замыкания нормально разомкнутых контактов.

• Время дребезга.
Иногда оговаривается в технической документации. Дребезг возникает после удара подвижных контактов о неподвижные.

• Время отпускания.
Определяется временем от момента снятия напряжения с катушки реле до момента замыкания нормально замкнутого контакта.

Источник: katod-anod.ru

Параметры реле

Несмотря на различия в принципе действия и конструкции, реле характеризуется рядом общих параметров, важнейшие из которых приведены ниже.

Параметр срабатывания— минимальное значение входного сиг­нала, при котором происходит срабатывание реле, то есть переклю­чение его контактов. Электрические реле выполняются на токи сра­батывания от десятков микроампер (электронные реле) до десятков ампер (электромагнитные реле). Параметр срабатывания характе­ризует чувствительность реле.

Параметр отпускания— максимальное значение входного сигна­ла, при котором происходит возврат реле в исходное состояние.

Параметры срабатывания и отпускания реле связаны между собой коэффициентом возврата, который равен отношению параметра отпускания к параметру срабатывания. Например, для реле мощности

( 1 )

где Ротп и Рср — мощности, соответствующие отпусканию и срабатыванию реле.

Коэффициент возврата электромагнитных реле находится в пре­делах 0,4—0,9, а электронных может достигать 0,98—0,99.

Рабочий параметр— это установившееся значение физической величины в рабочем номинальном режиме реле.

Отношение рабочего параметра к параметру срабатывания назы­вается коэффициентом запаса при срабаты­вании. Например, для реле мощности

( 2 )

где Рр — рабочая мощность реле.

Отношение параметра отпускания к рабочему параметру назы­вается коэффициентом запаса при отпуска­нии. Например, для того же реле

( 3 )

Коэффициент запаса при срабатывании всегда больше единицы, а при возврате всегда меньше единицы.

Рис. 2. Ток в обмотке реле при сраба­тывании и отпускании.

Важнейшие параметры реле — время его срабатыва­ния и время отпускания. При подаче напряжения на обмотку реле оно срабаты­вает не мгновенно, а через некоторый промежуток вре­мени tср (рис. 2), называе­мый временем срабатывания реле. От­пускание реле после снятия напряжения или снижения его до значения параметра отпускания происходит не сразу, а через промежуток времени tотп, называемый временем отпускания реле. Эти замедления объясняются тем, что вследствие большой индуктив­ности обмоток реле ток возрастает и спадает не мгновенно, а по­степенно. Моменту подачи напряжения соответствует точка О. В течение времени трогания tтр подвижные части реле находятся в покое, а ток возрастает до тока Iср срабатывания реле. В промежуток времена tср—tтрподвижные части реле переходят из одного устойчивого положения в другое, то есть реле срабатывает. Затем ток возрастает до номинального значения Iн. При снятии напря­жения ток реле постепенно уменьшается до значения Iотп, при кото­ром подвижные части реле возвращаются в исходное состояние. Сле­довательно, отключение реле занимает период tотп. Время перехода подвижных частей реле из одного состояния в другое очень мало, и им обычно пренебрегают. Основное время занимает процесс нарастания тока до значения срабатывания и его уменьшения после отключения до значения отпускания.

Читайте также:  Рулевая рейка шеви нива

По времени срабатывания реле делят на быстродействующие(tср = 1—50 мс), нормалънодействующие(tср = 50—150 мс) и медленнодей­ствующие(tср = 0,15—1 с). Реле с временем срабатывания менее 1 мс называют безынерционными, а с tср > 1 с — реле выдержки времени.

Контакты реле принято характеризовать следующими эксплуата­ционными параметрами: предельными значениями тока, напряжения, мощности и числом включений.

Предельно-допустимый ток Iп определяется тем­пературой нагрева контактов, при которой они еще не размягчаются и сохраняют необходимые физикомеханические свойства.

Предельно допустимое напряжение Uп определяется напряжением пробоя изоляции контактов и пробоя промежутка между разомкнутыми контактами.

Предельно допустимая мощность Рп пред­ставляет собой мощность электрической цепи, которую контакты реле могут разорвать без образования на них устойчивой электрической дуги. Эта мощность определяется условиями погасания дуги между контактами после их размыкания.

Рис.3. Схемы шунтирования контактов (а, б) и обмоток реле (в, г, д) для уменьшения искрения в контактах.

Источник: helpiks.org

Основные характеристики и параметры реле

а) Основные параметры. Основными параметрами электромагнитных реле являются:

1) параметр срабатывания xcр – значение входного параметра xcр

(напряжения, тока и т.д.), при котором контакты из исходного состояния переходят в рабочее;

2) рабочий параметр – параметр xр (напряжение, ток), обеспечивающий надёжную работу контактов реле (xр всегда больше xcр);

3) величина отпускания – значение входного параметра xcр, при котором контакты реле переходят из рабочего состояния в исходное;

4) коэффициент запаса по срабатыванию кср = и по отпусканию

котп. = ;

5) коэффициент усиления ку = , показывающий во сколько раз управляемая мощность (на контактах) Рконт больше управляющей мощности Ру, потребляемой катушкой;

6) время срабатывания tср – время с момента подачи команды на срабатывание до момента начала возрастания выходного параметра;

7) время отпусканияtотп – время, необходимое для полного размыкания контактов после снятия питания с катушки;

8) уставка по входному параметру – значения параметров срабатывания или отпускания, на которые отрегулировано реле.

б)Основные характеристики реле.Основными характеристиками электромагнитных реле являются:

1) тяговая (электромеханическая) Рэ = f () – зависимость тяговых усилий Рэ, создаваемых на якоре электромагнита магнитным полем катушки, от величины хода якоря (воздушного зазора);

2) нагрузочная (механическая) Рм = f () – зависимость сил реакции исполнительных и промежуточных органов реле от величины хода якоря ;

3) статическая Uвых= f (Uвх) – зависимость напряжения Uвыхв цепи управления от величины напряжения Uвх, приложенного к катушке;

4) временная (характеристика переходного процесса) Iк = f (t) – зависимость тока в катушке Iк от времени при включении, работе и отключении реле.

Первые три характеристики жёстко зависят от конструкции реле и в процессе настройки и эксплуатации могут быть изменены лишь в малых пределах. Временные характеристики, наиболее важные с точки зрения применения реле в качестве элемента автоматических и телемеханических систем, могут меняться в значительных пределах без изменения конструкции реле. Это достигается путём включения параллельно или последовательно с цепью катушки реле сопротивлений и емкостей.

По виду статической характеристики реле разделяются на двух – и трёхпозиционные. Статическая характеристика двухпозиционного реле, имеющего два устойчивых состояния показана на рис. 4.2. На рис. 4.2 по оси абсцисс отложено значение входного параметра х, а по оси ординат — выходного параметра у.

До тех пор, пока х

Рис. 4.2. Характеристика управления реле Рис. 4.3. Выходной и входной параметры

При х=хсрвыходной параметр скачком меняется от ymin до ymах.. Происходит срабатывание реле. Если после срабатывания уменьшать значение входного параметра, то при ххОТПпроисходит скачкообразное возвращение вы­одного параметра от значения утахдо 0 или ymin — отпускание реле. Подобную характеристику имеют, например, электромагнитные реле. Входным сигналом для них является ток в обмотке или напряжение на ней, а выходным – ток или напряжение нагрузки, коммутируемой контактами реле.

На рис. 4.3 даны зависимости входного iyи выходного iн параметров электромаг­итного реле от времени. Входным параметром в данном случае является ток в обмотке реле, выходным — ток в управляемой цепи (цепи нагрузки).

Для рис. 4.3 принято, что включение обмотки реле происходит при t=0. Приt=tтр якорь электромагнита реле трогается и начинает движение. В течение времени tдвякорь перемещается и в конце хода замыкается контакт в цепи нагрузки. Ток нагрузки iн возрастает от нуля до установившегося значения Iн. Время tтр = tтр +tдв называют временем срабатывания реле. После этого ток в обмотке реле продолжает расти до установившегося значения Iраб. При отключении реле из рабочего состояния tраб цепь его обмотки разрывается и ток в ней спадает. В момент времени tотп, когда усилие противодействующей пружины становится больше электромагнитного усилия, происходит отпускание якоря. Контакты реле разомкнутся после выбора провала контактов через время tпров.к. После размыкания контактов загорается дуга, которая погаснет через время tд и ток в нагрузке iн = 0. Время tотк= tотп+ tпров.к.+ tд называется временем отключения.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 3901 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: studopedia.su

Общая характеристика реле

Классификация реле. Под реле понимают такой электри­ческий аппарат, в котором при плавном изменении управ­ляющего (входного) параметра до определенной заранее заданной величины происходит скачкообразное изменение управляемого (выходного) параметра. Хотя бы один из этих параметров должен быть электрическим.

По области применения реле можно разделить на реле для схем автоматики, для управления и защиты электро­привода и защиты энергосистем. По принципу действия ре­ле делятся на электромагнитные, поляризованные, тепло­вые, индукционные, магнитоэлектрические, полупроводни­ковые и др.

В зависимости от входного параметра реле можно раз­делить на реле тока, напряжения, мощности, частоты и дру­гих величин. Отметим, что реле может реагировать не толь­ко на входной параметр, но и на разность значений (диф­ференциальное реле), изменение знака или скорости изме­нения входного параметра. Иногда реле, имеющее только один входной параметр, должно воздействовать на не­сколько независимых цепей. В этом случае реле воздей­ствует на другое, так называемое промежуточное реле, которое имеет необходимое число управляемых цепей.

Читайте также:  Шум подшипника первичного вала

Промежуточное реле используется и тогда, когда мощ­ность основного реле недостаточна для воздействия на управляемые цепи.

По принципу воздействия на управляемую цепь реле делятся на контактные и бесконтактные. Выходным параметром бесконтактных реле является резкое изменение сопротивления, включенного в управляемую цепь. Разомк­нутому состоянию контактов контактного реле соответст­вует большое сопротивление управляемой цепи бескон­тактного реле. Это состояние бесконтактного реле называ­ется закрытым. Замкнутому состоянию контактов контактного реле соответствует малое сопротивление в уп­равляемой цепи бесконтактного реле. Такое состояние бес­контактного реле называется открытым.

По способу включения реле разделяются на первичные и вторичные. Первичные реле включаются в управляемую цепь непосредственно, вторичные – через измерительные трансформаторы.

Основные характеристики реле. Рассмотрим характе­ристику управления реле, представляющую собой зависи­мость выходного параметра от входного параметра для реле с замы­кающим контактом. У этих реле при отсутствии входного сигнала контакты разомкнуты, и ток в управляемой цепи равен нулю. Для бесконтактных реле сопротивление, введенное в управляемую цепь, достаточно велико, и ток имеет минимальное значение. На рис. 6.1 по оси абсцисс отложено значение входного параметра , а по оси ординат – ­выходного параметра .

Значение входного параметра (напряжения, тока и т.д.), при котором происходит срабатывание реле, называется параметром (напряжением, током и т.д.) срабатывания. До тех пор, пока 6 циклов. Надежность работы схем автоматики зависит от надежно­сти работы отдельных элементов, в том числе и реле.

Из-за большого количества реле в современных схемах и большого количества выполняемых ими операций к ним предъявляются требования высокой надежности.

Источник: electrono.ru

Основные параметры и характеристики электромагнитных реле

Электрический аппарат, реализующий релейный закон управления, называется реле . В реле при плавном изменении управляющего (входного) параметра до определенного заданного значения управляемый (выходной) параметр изменяется скачкообразно. При этом хотя бы один из этих параметров должен быть электрическим.

Действие функциональных органов электромагнитного реле можно проследить по схеме рис. 1. Воспринимающий орган А преобразует входную величину (напряжение) Uвх, поступающую на обмотку 2 магнитопровода 1, в промежуточную величину, т.е. в механическую силу якоря 3. Механическая сила якоря Fя действует на контактную систему исполнительного органа В. Промежуточная величина – сила якоря Fя, – пропорциональная входной величине Uвх, сравнивается с заданным значением силы Fпр развиваемой пружиной 9 промежуточного органа Б. При Uвх

В процессе функционирования электромагнитные реле во временном масштабе различают четыре фазы: период (время) срабатывания tср, рабочий период tраб, период (время) отключения tоткл, период (время) покоя tп (рис.2).

Рис. 2. Зависимость выходной (а) и выходной (б) величин от времени

Период срабатывания электромагнитного реле

Период срабатывания включает промежуток времени от момента начала воздействия входного сигнала на воспринимающий орган до момента появления сигнала в управляемой цепи. Этому периоду на рис.2, б соответствует отрезок оси абсцисс tср = t2 –t0. В момент t0 ток в обмотке реле возрастает до значения, при котором электромагнитной силе Fэ, действующей на якорь, начинает противодействовать сила пружины Fм (механическая сила) промежуточного органа. Входная величина при этом называется величиной трогания при срабатывании.

Периоду трогания соответствует отрезок tтр = t1–t0. В момент времени t1 якорь электромагнита реле начинает движение. В течение tдв = t2–t1 якорь перемещается, преодолевая противодействие промежуточного органа Б (см. рис. 1) и приводя в действие исполнительный орган В.

В конце хода якоря замыкаются контакты исполнительного органа, ток нагрузки iн (рис.2, а) начинает возрастать от нуля до установившегося значения. Входная величина, при которой начинается управление выходной цепью, называется величиной срабатывания (Iср). Мощность Рср, соответствующая Iср, называется мощностью срабатывания.

Время срабатывания t ср = tтр + tдв.

Время срабатывания электромагнитных реле колеблется от 1-2 до 20 мс. Электромагнитные реле времени обеспечивают выдержку до 10 с.

Для оценки времени срабатывания реле допустимо использовать выражение

где t1 – время срабатывания при заданном коэффициенте запаса kз и коэффициенте m = 1; a, b – коэффициенты, которые определяются в зависимости от типа реле и значений kз и m.

Для быстродействующих реле при kз = 1,5¸2 значение коэффициента а приближается к единице. Для обыкновенных реле при k з = 1,5¸3 значение а = 0,25¸0,95, значение коэффициента b находится обычно в пределах 1,4-1,6.

Рабочий период электромагнитного реле

Рабочий период включает промежуток времени tраб = t3 – t2, т.е. время от момента управления выходной цепью t2 до момента прекращения воздействия на воспринимающий орган входного сигнала t3. Ток начинает расти до установившегося значения Iраб (рис.2, б) – это рабочее значение входной величины, которое обеспечивает надежное срабатывание реле.

Отношение Iраб / Icр = kз называется коэффициентом запаса по срабатыванию.

Для характеристики перегрузочной способности чувствительного элемента реле применяется значение входной величины, называемое предельным значением рабочей величины Iраб.max.

Предельное значение рабочей величины – это такое ее значение, которое чувствительный орган выдерживает в течение короткого нормируемого промежутка времени. Однако значение данной величины недопустимо при работе реле в нормальном режиме по условию электрической или механической прочности или нагрева.

Для характеристики нагрузочной способности исполнительного органа реле используется понятие мощности управления Ру. Мощностью управления называется мощность в управляемой цепи, которую исполнительный орган может длительно пропускать.

Период отключения электромагнитного реле

Период отключения содержит промежуток времени tоткл = t6 – t3, т.е. время от момента прекращения воздействия на воспринимающий орган t3 до момента уменьшения тока iн в управляемой цепи до нуля (рис.16, а).

В период отключения входит период отпускания tотп = t4 – t3, в который реле отключается. Ток iy в обмотке реле спадает до нуля (рис.2, б). В этот период противодействующее усилие пружины (механическое усилие) превышает электромагнитное усилие, т.е. Fм > Fэ, и происходит отпускание якоря.

После выбора провала контактов (промежуток tк = t5 – t4) контакты реле размыкаются и между ними загорается дуга, которая гаснет через время tд = t6 – t5. За период tд ток в управляемой цепи уменьшается от Iн до нуля (рис.2, а).

Время отключения реле t откл = tотп + tк + tд.

Период отключения характеризуется коэффициентом возврата, представляющим отношение тока отпускания Iотп к току срабатывания Iср: kв = Iотп / Icр.

Обычно для реле защиты энергосистем и реле управления, контролирующих входной параметр в узких пределах, kв должен быть ближе к единице.

Период покоя электромагнитного реле

Период покоя – это промежуток времени tп = t7 – t6.

Читайте также:  Кованые диски r15 на ниву

Для периода покоя характерен параметр, называемый величиной несрабатывания, которая представляет наибольшее значение входной величины, обеспечивающее отсутствие как срабатывания реле, так и удержания в рабочем состоянии. Время несрабатывания меньше времени трогания при срабатывании и времени отпускания.

Отношение мощности управления к мощности срабатывания называется коэффициентом усиления, kу = Py / Pcр.

Число включений в единицу времени определяется величиной, обратно пропорциональной времени цикла:

f = 1/t ц = 1/( t сраб + t раб + t откл + t п)

Источник: electricalschool.info

pomaxa79 › Блог › Автомобильные реле. Устройство. Проверка.

Зачастую реле используются в автомобиле, в качестве дистанционного силового коммутатора для включения таких серьезных потребителей тока, как например вентилятор, радиатора или обогрев.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь. В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЕЛЕ:

— рабочее напряжение срабатывания

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в борт-сети при запущенном двигателе, которое им не вредит.

Максимальный ток — это второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

Все выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома:
— два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86».
— выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

— используемые материалы и типы выводов

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод.
Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться.

2. ПРОВЕРКА РЕЛЕ

Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.
Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

Источник: www.drive2.ru