Регулятор оборотов печки своими руками
Лада 2106 Приоро-движок › Бортжурнал › Делаем плавную регулировку вентилятора печки
Всюду в вебе говорят, как поставить 4-х позиционный регулятор от Калины, принцип деяния которого заключается в переключении 4-х силовых резисторов различного номинала. Но мы пойдем остальным методом — решим вопросец кардинальным образом, применяя современные технологии. Будем созодать плавный регулятор оборотов.
В описании к набору написано:
“Регулятор яркости ламп накаливания 12В/50A
Устройство предназначено для регулировки яркости ламп накаливания, работающих от постоянного тока, мощностью до 600Вт (50А). … Предлагаемое устройство можно использовать в качестве регулятора мощности различных нагревателей, работающих от напряжения постоянного тока, например, подогревателей автомобильных сидений или двигателей. Устройство можно использовать для регулирования оборотов мощных двигателей постоянного тока. Применение современной элементной базы позволило повысить КПД регулятора до 99 % и максимально уменьшить габариты устройства.”
Вентилятор печки потребляет до 6 ампер, соответственно, данный регулятор подойдет.
Будем собирать и глядеть. Продолжение следует…
UPD. В комментах к набору нашел последующий диалог:
Евгений58 17.11.2016 04:16
Здрасти. Подключил этот регулятор к электромотору печки, добавив при всем этом диодик меж выводами мотора. Мотор при работе повсевременно пищит, можно ли в данной нам схеме прирастить частоту ШИМ за спектр слышимости? Как это создать?
+1 Советник 17.11.2016 10:11
Поменяйте конденсаторы С2 и С4 на номинал 2,2нФ и 22нФ соответственно, пищать не станет.
Если будет пищать, понимаю что созодать.
Также сам вентилятор печки был заменен на вентилятор конторы Luzar luzar.ru/catalogue/elektr…telya-2101-2107-lfh-0101/
Его преимущество в том, что он не на втулках, а на шарикоподшипниках. Лузаровские вентиляторы также подвергаются балансировке, по этому существенно понижается шум от работы. Когда поменял вентилятор радиатора мотора на лузаровский, работать стал бесшумно и дуть лучше в 2 раза. Штатный кричал так, что слышно было этот вой из салона.
Думаю, вентилятор печки тоже свои достоинства покажет.
Продолжение 24.09.2017
Сейчас задачка сверстать все это на кар.
Электронная схема подключения вентилятора печки классики всем известна
Я решил сохранить выбор вариантов последующим образом:
1-ое положение переключателя — подача напряжения на движок через шунт, как и было ранее — фиксированная половинная скорость.
2-ое положение переключателя — подача напряжения через схему плавной регулировки.
Но, посмотрев на схему подключения регулировки, становится ясно, что напряжение на движок обязано подаваться с точек 2 и 3, а с контактом GND у мотора не будет прямого контакта, лишь через транзистор VT1 схемы плавного управления.
Потому сохранить управление через плюсовой провод не получится, придется переработать трехпозиционный переключатель на минусовой провод. Схема вышла последующая:
Для что нужен шунтирующий диодик? — при прекращении импульса ШИМ с устройства питания индуктивная перегрузка (движок) делает оборотный всплеск напряжения, который вредным образом повлияет на транзистор. Что и было испытано экспериментально: и с диодиком, и без диодика каких-то существенных конфигураций в поведении мотора не найдено, но с диодиком транзистор был прохладным. Как отключал диодик — транзистор сходу же начинал безбожно нагреваться.
Последующий аспект — частота управления ШИМ — 500 Гц (единица частоты периодических процессов в Международной системе единиц СИ) — это звуковая частота, потому движок издавал писк. Чтоб писка не было, необходимо, как уже было увидено, двинуть частоту ШИМ за предел слышимости — 20 000 Гц (единица частоты периодических процессов в Международной системе единиц СИ). Для этого поменял конденсаторы C2 и C4 на 2,2нФ и 22нФ соответственно. Писк пропал фактически вполне. Но! Стал опять нагреваться транзистор, хотя не так очень, как без диодика. Просто представить возможную причину: диодик не рассчитан на частоту 20 кГц, он неспешный, не успевает запираться, и пропускает оборотный импульс. Китайский диодик на 10А 1000В.
Необходимо поменять на частотный (диодик Шоттки либо ультрафаст КД213).
Итак, поменял диодик на КД213, но транзистор все равно нагревается. Методом общения на форумах было выяснено, что при повышении частоты за 20 кГц резко падает КПД данного регулятора, транзистор не успевает раскрываться и запираться вполне, потому работает не в главном режиме.
Снизил частоту до 10 Гц (единица частоты периодических процессов в Международной системе единиц СИ) — эта частота находится тоже за пределами слышимости. Для этого прирастил номиналы конденсаторов С2 и С4 на 22нФ и 2,2мкФ соответственно. Сейчас транзистор прохладный и вентилятор тоже работает непревзойденно.
Была еще одна изюминка. Регулировка вентилятора работала не на всем спектре поворота потенциометра, а лишь кое-где на участке 15% от его полного оборота. Потому был куплен переменный резистор на 10 кОм заместо 50 кОм, был вынесен за границы печатной платы, и к каждой из боковых ножек временно припаяно по переменному резистору на 50 кОм. Опосля установки на кар были экспериментальным методом подобраны величины этих боковых резисторов таковым образом, чтоб при минимуме головного потенциометра вентилятор обдувал едва-едва, а на максимуме — в полную силу.
Итоговый итог можно следить на видео.
ВЫВОДЫ:
1. Справедливости ради нужно сказать, что при малых регулировках обдува существующая система не дает приметного эффекта. Просто движение кара без работы вентилятора дает больший обдув, чем работающий вентилятор на малых оборотах. Это соединено с низкой эффективностью лопастного вентилятора. У всех современных каров употребляется центробежный вентилятор (улитка), который при наиболее бесшумной работе обеспечивает еще наиболее мощный поток воздуха.
Потому корпус собранного регулятора я добавил пару подстроечных резисторов по 10 кОм, и величины были подобраны так, чтоб при наименьшем положении регулятора обдув все-же обеспечивался приметный. При наивысшем положении — наибольший. А меж ними, соответственно, свобода плавной регулировки.
2. Для совершенно действенной работы необходимо подступать еще наиболее коренным образом — поменять систему самой печки — лопастной вентилятор поменять на улитку, с перепроектированием корпуса печки. Кое-где на драйве были примеры таковой переделки.
3. Еще хотелось бы добавить светодиодную индикацию (полоску) вокруг ручки регулятора, чтоб созидать уровень обдува зрительно, т.к. инспектировать поток воздуха рукою не постоянно комфортно.
4. Электросхема классики такая, что вентилятор печки работает вне зависимости от того, включено ли зажигание. Т.е. на теоретическом уровне может быть запамятовать выключить вентилятор, работающий на малых оборотах, и уйти, а днем прийти и найти посаженный аккумулятор. Потому необходимо забор напряжения питания вентилятора переработать — брать с клеммы опосля замка зажигания, как у обычных современных каров. Для что вентилятор изготовлен независимо от зажигания, неясно. Ведь при выключенном движке обдув обеспечивает жаркий воздух в течение минутки — не наиболее, дальше становится прохладным.
Источник: www.drive2.ru
Регулятор оборотов печки своими руками
Пришла осень, пригодилась печка в каре. Повернул переключатель в 1-ое положение, 2-ое, третье, четвёртое, и нашел, что вентилятор работает лишь в четвёртом положении. Всё бы ничего, да очень вентилятор шумит на огромных оборотах. Открыл альбом схем от кара, схема не замудренная.
Переключатель вентилятора подаёт плюс питание на движок через гасящие резисторы. В четвёртом положении на движок подаётся впрямую 12В. Всё ясно, что то вышло с этими резисторами. Почитав статьи на форумах, я увидел, что не только лишь у меня таковая неувязка. Так же проблемным местом в данной нам цепи является и сам переключатель, на котором обгорают контакты, расплавляться корпус. Естественно, проще поменять эти детали новенькими, но свойство девайсов не внушает доверие и повторная поломка может произойти в хоть какой момент. Я решил исключить из цепи проблемные цепи и разработал схему, которая при помощи широтно-импульсной модуляции (ШИМ) регулирует обороты мотора.
Схема весьма обычная, в налаживании не нуждается. Сердечком устройства является микроконтроллер PIC16F628A. Весь функционал реализован программно, имеет 11 ступеней: 0% – движок остановлен, 10%,20%,30%,40%,50%,60%,70%,80%,90% – шим с подходящим процентным наполнением, 100% – на движок подаётся полное напряжение. Режим отображается 10 светодиодами составленными в виде столбика. Если не требуется “иллюминация”, светодиоды HL1-HL10 и резисторы R1-R10 можно не устанавливать.
В микроконтроллере употребляется аппаратный ШИМ, частота задана 16кГц. Если опустить ниже, может начать “петь” движок, если задрать выше – начинают посильнее нагреваться транзисторы, будет нужно наиболее непростой драйвер для полевых транзисторов.
Макет собирал на монтажной плате, потому что дозволяет стремительно собрать и проверить устройство, а так же внести изменение в схему, если что.
Не люблю, когда что то нагревается, потому установил три в параллель силовых ключа.
Блок подключается к бортовой сети всего 3-мя проводами, масса слаботочная, я подцепил к минусовому проводу прикуривателя (карий провод). К плюсовому и выходному проводу я припаял “лепестки” и вставил их в разъём, который снял со штатного выключателя (плюсовой к красно/чёрному проводу, выход к бело/жёлтый, в моей машине).
Клавиши со шкалой так же спаял на монтажной плате маленьких размеров. Из машинки вынул заглушку, прорезал в ней прямоугольное отверстие, оставив по миллиметру бортик. В графической программке нарисовал фальшпанель, распечатал её на обыкновенном листе. По размеру вырезал две пластинки из прозрачного пластика от упаковки, вставил меж ними написанную ранее фальшпанель и вставил в заглушку. Подпёр её платой с элементами управления и всё это дело залил термоклеем. Система вышла достаточно жёсткая. Клавиши нажимаются просто.
Работу устройства можно поглядеть в видео ниже
Прошивка для микроконтроллера находиться тут!
Источник: vip-cxema.org
Регулятор оборотов печки своими руками
Схема регулятора оборотов электродвигателя отопителя
Среда, 21.11.2012, 06:50 | Сообщение # 1 | |
Активность: 32 Offline | Фактически ищу схему, которая будет удовлетворять последующим требованиям: 1. Минимум деталей, простота. 2. Высочайший КПД, маленький нагрев. 3. Отсутствие помех для магнитолы. 4. Отсутствие рокота либо “пения” электродвигателя. Предполагается управление электродвигателем отопителя ВАЗ 2108 – наибольший ток употребления 15А |
Среда, 21.11.2012, 08:29 | Сообщение # 2 | |
Активность: 1199 Offline | запрос не совершенно настоящий: при таком токе потребуются массивные транзисторы + радиаторы для их.Короче система получится очень громозкой. Потому производитель применил пошаговое включение мотора через несколько балластных резисторов.
фактически гря вариант таковой: берешь схему стабилизатора вращения мотора от какого- нибудь совдеповского магнитофона (например Вега 326) и ставишь наиболее массивные транзисторы. движок сам по для себя гудеть может и ни одна схема здесь не поможет |
Среда, 21.11.2012, 09:14 | Сообщение # 3 |
Активность: 32 Offline Идет речь о рокоте “пении” мотора, который быть может, например при ШИМ регулировании на определенных частотах. |
Среда, 21.11.2012, 09:18 | Сообщение # 4 | |
Активность: 455 Offline | hugarin, Смотри Тут |
Среда, 21.11.2012, 10:05 | Сообщение # 5 |
Ксюня, вариант хороший, но так либо по другому ШИМ все равно будет нужно. Так что вопросец о помехах остается открыт. Хотя, испытать можно |
Среда, 21.11.2012, 10:27 | Сообщение # 6 |
Среда, 21.11.2012, 11:00 | Сообщение # 7 | |
Активность: 455 Offline
| hugarin, Я собирал на 561 микросхеме и массивном полевике.Но предназначалась схема для ламп далекого света.Нагрузку в 10А регулирует просто,но как будет на моторе не понимаю.А лезть в проводку машинки чтобы проверить мне не охота .Вот наружный вид того что у меня вышло. Переменный резистор опосля регулировки был должен заменен на неизменный ,подходящего номинала,но я не учел что схема включена в минусовой провод и для моей цели не подошла.Необходимо изменять подключение и проводимость полевика.Но зато вышел неплохой регулятор тока для зарядного |
Среда, 21.11.2012, 13:00 | Сообщение # 8 | |
Активность: 32 Offline | Есть самая обычная схема на таймере 555
И есть ссылка на похожую схему – переделку регулятора освещения. Кто что задумывается? Раз люди опробовали с движком печки эти схемы, я склоняюсь поближе к ним. И там еще говорится о необходимости фильтрации высокочастотных импульсов от ШИМ какими-то конденсаторами с золотой маркировкой – вот что же это все-таки за конденсаторы я не сообразил. |
Среда, 21.11.2012, 15:02 | Сообщение # 9 | |
Активность: 455 Offline
| hugarin, Да все ети схемы одно и тоже,лишь на различных деталях.А если движок будет петь серенады ,то нужно зашунтировать его конденсатором.Я много читал про ето и любой на одну и ту же схему дает различные отзывы.Одни говорят что у их ничего не пищит у остальных напротив,серенады.Любая схема производит прямоугольные импульсы с регулируемой частотой наполнения и от етого никуда не денешся.Можно незначительно поиграть с частотой,с фильтрами.Но ето можно создать в каждой схеме.
Добавлено (21.11.2012, 14:53) Можно взять обыденный кондер но непременно паралельно ему подключить глиняний емкостью 0.2-0.33 мкф.Оксидные конденсаторы имеют огромное сопротивление на высочайшей частоте и изза етого очень нагреваются.Для етого нужен глиняний,он возьмет на себя высокочастотные импульсы |
Четверг, 22.11.2012, 05:20 | Сообщение # 10 | ||||||
Активность: 32 Offline
| Ксюня, Спасибо за развернутый ответ. Тогда мне проще тормознуть на вот данной нам схеме: Буду ориентироваться на частоту 22 кГц. Желаю узнать оставшиеся вопросцы. Источник: elwo.ru Регулятор для печки караОтопительная система кара состоит из радиатора, через который течет жгучая охлаждающая жидкость и вентилятора, с помощью которого воздух поступает с улицы в салон. Регулировка печки осуществляется 2-мя органами: В подавляющим большинстве российских каров, регулировка переключателем весьма примитивна. При всем этом вентилятор работает создавая много шума, а уменьшить частоту вращения не представляется вероятным. В автоматическом же режиме, частота вращения вентилятора так же не понижается, он просто временами врубается и выключается. И все таки, данный вентилятор — это обыденный движок неизменного тока, потому организовать плавную регулировку частоты вращения не так и трудно, для этого можно применить широтно-импульсный модулятор тока, протекающего через него. Смысл в том, чтоб управление вентилятором производить не с помощью переключателя, а с помощью переменного резистора. Регулировка будет плавной, от наибольшей до некой малой, а в конце, при повороте ручки переменного резистора в сторону уменьшения питание мотора и совсем будет вполне отключаться. Принципная схема размещена на рисунке выше, разглядим ее. Импульсы, широту которых можно регулировать переменным резистором, генерирует мультивибратор на элементах DD1.1 и DD1.2 микросхемы К561ЛН2. Весьма лучше взять конкретно микросхему К561ЛН2, а не инверторы, такие как К561ЛА7, К561ЛЕ5. Дело в том, что выходы у инверторов К561ЛН2 более массивные, плюс их не четыре, а 6. Благодаря этому, есть возможность сделать мультивибратор на 2-ух элементах, а оставшиеся четыре соединить в мощнейший буфер, который будет драйвером для полевого транзистора VT1. Как почти всем понятно, одной из заморочек массивных полевых транзисторов является большая емкость затвора. Статически, сопротивление их затвора очень высоко ( т.е. стремится к бесконечности), но в действительности, имеется весьма значимая емкость затвор-исток, которая делает значимый бросок тока в тот момент, когда на затвор поступает высочайший логический уровень. Потому тут и нужен усиленный буферный каскад, который способен поглотить этот бросок тока. Частота импульсов составляет порядка 15 кГц и зависит от емкости конденсатора C1 и половины сопротивления резистора R1. При регулировке резистора R1, частота фактически не меняется, но меняется скважность импульсов, потому что меняется сопротивление заряда-разряда конденсатора C1. Диоды VD1 и VD2 коммутируют части сопротивления для различных полуволн. Наибольшая частота вращения вентилятора будет в нижнем (по схеме) положении резистора R1. При всем этом, продолжительность нулевого перепада на затворе VT1 будет малая, а продолжительность единичного перепада — наибольшая. Резистор R3 употребляется для того, чтоб не нарушать режим работы элемента DD1.1, не допуская небезопасного для него состояния. Малая частота вращения вентилятора, в верхнем (по схеме) положении резистора R1. В этом случае подбором резистора R2 нужно избрать минимальную скорость вращения вентилятора, при которой он еще работает без перебоев и остановок. Подбирать резистор нужно под любой электродвигатель персонально. Как следствие сопротивление резистора R2 может получится совсем другим, нежели обозначенном на схеме. В данном схеме, употребляется резистор R1 с выключателем на одном валу. Его нужно подключить так, чтоб выключатель SB1 выключался при повороте в последнее верхнее (по схеме) положение резистора R1, другими словами — меньше минимума. При вращении резистора R1 в выключенное состояние, контакты выключателя SB1 размыкаются и на объединенные входы частей DD1.3-DD1.6 поступает напряжение логической единицы через резистор R4. В то время же время, на выходах DD1.3-DD1.6 будет логический ноль. Как следствие, транзистор VT1 будет закрыт и вентилятор M1 работать не будет. Для включения вентилятора печки, нужно повернуть резистор R1 из выключенного положения. Опосля что контакты выключателя SB1 замкнуться и на затвор транзистора VT1 начнут приходить импульсы, скважность которых будет соответствовать малой частоте вращения вентилятора ( которую за ранее нужно задать подбором резистора R2). Если продолжать поворачивать резистор R1, то скважность импульсов поступающих на затвор транзистора VT1 будет возрастать, естественно будет возрастать и частота вращения вентилятора. Источник: kiloom.ru Регулятор оборотов печки своими руками
|