Тестер рхх своими руками

Тема: Оборудование своими руками

Опции темы

Оборудование своими руками

Привет всем!
Чтобы много не писать,выкладываю фото того, что удалось сваять.
Стенд диагностики (слева) и стенд ультразвуковой очистки и проверки форсунок.
Как не странно,но всё это работает уже 2 года 🙂 .
Если у кого возникнут вопросы,всегда готов помочь.

Не нашёл подходящую тему решил выложить тут (если не туда админы перенесите).
Предлагаю вашему вниманию тестер для проверки RXX .

Ответ: Оборудование своими руками

Можно в другом формате схему RXX выложить?

Ответ: Оборудование своими руками

Схему можно открыть только Dip Trace Схемотехника (очень хорошая прога много библиотек русофицированая http://www.diptrace.com/rus/libraries.php?page=1
есть ещё одна прога http://www.cqham.ru/e_soft.htm Дизайн передних панелий.
А вот другой формат.

Ответ: Оборудование своими руками

KMM, скажите пожалуйста, почему на разные обмотки задействованы разные типы микросхем (при одинаковом включении).
Про NTA3717 (DA4) Гугль молчит как партизан, даташит TEA3717 (DA5) нашел без проблем.

А вообще, вопрос интересный, стоит создания (правда, у меня лежит горка РХХ 2110 с чисто механическим износом наконечника).

Ответ: Оборудование своими руками

Форумчане . В Схеме опечатка DA4 и DA5 ТЕА3717 (извиняюсь за невнимательность).
Тестер RXX применяю для проверки новых, так и при подозрительных RXX.
Как видно из фото проверка проводится под нагрузкой, нагрузкой является пружина с того же RXX. Многие RXX после промывки и смазки штока продолжают нормально работать (по моей статистике большинство отказов происходит из за грязи).
Чуть позже выложу печатку.
Хотелось бы, чтобы тема получила продолжение.
Наверное, у многих из нас есть свои не хитрые прибамбасы которые не редко очень помогают в работе.

Ответ: Оборудование своими руками

Подскажи чем чистишь РХХ и ДП

Ответ: Оборудование своими руками

RXX в основном чищу очистителями для карбюраторов или ведешкой.
Основной отказ происходит из загрязнения подшипника очень маленького.
У меня для этих целей сделан шток из того же RXX но на нём нет резьбы.
После промывки вставляю шток (без резьбы) и гоняю RXX то в одну сторону то в другую.

Ответ: Оборудование своими руками

Ответ: Оборудование своими руками

А как насчет РХХ, у которых пружина защищена латунной гильзой – снимал неоднократно заклиненые из “Sens”-ов?

Ответ: Оборудование своими руками

Мирослав!!
Объясни тупому неоднократно заклиненые из “Sens”-ов?

Ответ: Оборудование своими руками

Я собрал по этой схеме -работает отлично.
Плюс проверяет и модуль зажигания.

Ответ: Оборудование своими руками

KMM, неоднократно снимал из SENS-ов подклинившие на нагаре РХХ (возвратная пружина у них закрыта латунной гильзой). По маркировке – 2112-1148300-03. Кстати почти все эти автомобили ездили на метане.
Естественно, не имеется ввиду, что это сугубо Sens-овские РХХ, просто на ВАЗах такую конструкцию не встречал.

Ответ: Оборудование своими руками

Мой вариант Testera для проверки М.З.

Ответ: Оборудование своими руками

Ответ: Оборудование своими руками

Скажите пожалуйста, а где в RXX находится маленький подшипник? А то я не могу разобратся почему он не работает? Заранее благодарен

Ответ: Оборудование своими руками

Извиняюсь в архиве нет печатки выкладываю заново.
Печатка М.З в Slayout 5V rus

Ответ: Оборудование своими руками

Ответ: Оборудование своими руками

Там их два, но их трогать ненадо, просто струёй очистителя карба прочищаешь заслонки (у меня ротор) потом вдшкой брызгай в то место где ось, немного в подшибник зайдет.
Когда очистителем брызкаешь, в пошибники старайся меньше лить, эта чтука вымывает смазку.

Ответ: Оборудование своими руками

а есть схема какого нибудь тестера для датчика кислорода?

Ответ: Оборудование своими руками

Уважаемый КММ
подскажите в тестере МЗ какой выходной сигнал нужно настроить подстроечными резисторами

Ответ: Оборудование своими руками

nm5 R1 меняем частоту R7 меняем длительность импульса (скважность) t-3мс это надо выставить замерить величину сопротивления R7 и заменить его на постоянное R.
Частота меняется длительность постоянная.

Ответ: Оборудование своими руками

Ответ: Оборудование своими руками

Может кто то делал своими руками ёмкостные датчики, адаптер для тестирования систем зажигания, датчик разрежения, датчик давления поделитесь инфой пож-та.

Ответ: Оборудование своими руками

Про ёмкосной датчик посмотри тут http://www.carhelp.info/forums/106/thread3865/page5/
Про датчик разряжеия посмотри в этой теме. Где то на форуме есть интересна тема про всё это автор ghat. Поищи поиском.

Ответ: Оборудование своими руками

Всем Привет.Занимаюсь автоэлектрикой достаточно длительный срок.За это время собрал кучу разных самодельных пробников и приспособлений.Так как в основном я работаю по выезду – типа реаниматора.То все мои поделки достаточно примитивные-собраны из подручных материалов и возможно над ними можно поглумиться-но мне они нравятся.Буду потихоньку кое что выкладывать для собратьев по увлечению.Для начала-прибор для проверки свечей,вв проводов и т.д..Его я сделал раньше всего.Все это чудо собрано в коробке от полевого телефона Та-57(кто служил-знает).Есть защита от переплюсовки.На схеме светодиод-мигающий.предохранитель по входу на 10 А.Кому интереснее-расскажу поподробнее.Кстати незаменимая штука для экспериментов дома с датчиками вторичного напряжения

Ответ: Оборудование своими руками

Выношу на ваш суд.
Пришла мысль изготовить стенд для проверки форсунок Начал с изучения. Много перелопатил, многое узнал много противоречий.
В виду малого пространства и не сильной загруженности ставилась задача сделать стенд компактным и мобильным. Получилось вот ЭТО. Стенд работает с программой CarTest-injector и автономно в этом режиме выполняет туже функции что CarTest.
Принимаю критические замечания. У кого появится интерес, могу дать более полную информацию.

Ответ: Оборудование своими руками

Добрый день. Хочу сделать промывочный стенд по принципу с бензонасосом. Может кто-то подскажет хорошую схему?
Заранние большое спасибо.

Ответ: Оборудование своими руками

Вот схема. Питание стенда от БП ПК. Все схемы для CarTest-injector которые, бродят по инету не совсем корректны.
В частности параллельно форсункам стоит диод в таком варианте добиться режима «кавитации» и «самопрокачки» не возможно. Схема выполнена на доступных и не дорогих элементах. Силовые ключи не требуют радиаторов ( смотрите параметры).
Оптопары лучше применить указанные на схеме (они не заваливают фронты сигнала).

Источник: www.carhelp.info

Тестер регулятора холостого хода.

  • Цена: $11.30 (покупалось за 10.86)
  • Перейти в магазин

на всех современных машинах установлены регуляторы оборотов того или иного типа. один из распространенных видов — шаговый регулятор холостого хода (далее — РХХ). тестер для такого регулятора — штука весьма полезная для автосервисов, а часто — и для владельцев.

но начну я издалека. с разъемов для таких регуляторов. сами по себе разъемы — тоже штука полезная, ибо ломаются достаточно часто. возможно, где-то их дешевле купить в оффлайне — но у нас я как-то не встречал, да и по аналогии с другими деталями — стоить они будут ого-го.

разъемы пришли в виде пакета пакетов, в каждом — свои детали:

качество отличное, самих клеммок на пару штук больше, за что продавцу большое спасибо



есть важный нюанс: обычно все клеммы вставляются в разъемы сзади, со стороны уплотнительной резинки. тут — наоборот. то есть обжатая клеммка вставляется в разъем спереди, «проводом вперед». и если обжимать на машине — то нужно провод протягивать сквозь разъем наружу, а потом затягивать его уже обжатый обратно. со стороны резинки клеммку вставить не получится.

несомненно, и разъемы и клеммки мне пригодятся в работе, а не только для создания этого тестера — однозначно рекомендую.

продолжим. за основу для тестера РХХ я взял известную схему от Алексея Михеенкова (ALMI):

собственно, такой тестер я собрал уже очень давно, и вполне им доволен, но есть пара нюансов.
во-первых — РХХ такого типа бывают двух видов, никак не отличимых внешне, но глобально отличающихся внутренне. внутри они имеют две обмотки, но вот подключаться они могут либо 1+2, 3+4 контактам, либо 1+4, 2+3 контактам. одна распиновка используется GM, вторая всеми остальными. уж я не помню кто где. на старом тестере у меня висело два разъема для разных систем. но мне это активно не нравится. было принято решение поставить переключатель.
во-вторых — автор использовал микросхемы tle4728/4729, которые дороговаты при покупке в китае, и еще дороже в местных магазинах. я же прикупил при случае L6219, которые хоть и немножко сложнее в обвязке, но дешевле и аналогичны по функционалу, хотя и не соответствуют ни по распиновке, ни по алгоритму работы. но тем не менее я решил попробовать — а вдруг получится?

как видим — добавилась жменька резисторов и конденсаторов (ALMI кроме того не ставил токоизмерительные резисторы для ограничения тока в случае короткого замыкания обмотки)

чтение даташита показало, что режимы немножко разные, но по сути — в целом совпадают.

4728:

6219:

так как в микроконтроллерах я разбираюсь слабо, и программировать не умею — по-быстрому дизассемблировал прошивку и убедился что используются как раз два «крайних» режима, а значит всё должно заработать.

рисуем новую схему:

разводим плату:

травим, распаиваем:

печатаем наклейку и прикручиваем в половинку корпуса z24

что-то я забыл… ах да! я ведь покупал не только разъемы для РХХ. еще я купил тиньки и переключатели. и мощные токоизмерительные резисторы.

собственно, ни фоткать ни как-то подробно описывать не буду — детали как детали. резисторы и тиньки в лентах, переключатели в пакетике.

разве что на переключателях остановлюсь чуть подробнее. переключатели — на две группы переключаемых контактов. размеры корпуса — 8х7х5 (ДхШхВ), переключалка примерно 2х2х4мм. шаг ножек 2мм, между рядами — 2.5мм. впрочем, у продавца есть чертеж на страничке товара. существуют аналогичные однорядные (с одной группой контактов) переключатели — и теми и другими вполне доволен. ссылку на однорядные дать не могу — она уже протухла. но на али отлично ищется по «ss12d07».

всё остальное у меня было в наличии. хвост для кроны поставил временно (впрочем, в этом может быть смысл), да и плату не проверил пока на 100% — на опелевских РХХ работает точно, а вот от пежо (со вторым вариантом распиновки) нету у меня в наличии. как проверю — обязательно дополню обзор, особенно в случае если что-то пойдёт не так.

немножко остановлюсь также на программировании чипов. автор предлагает два варианта: «нормальный» программатор и avreal. при этом в его архиве лежит совершенно древняя версия avreal которая не пойдёт на более-менее новых операционках, ну и с учетом использования ножки reset — это во-первых «дорога в один конец», то есть запрограммировать такую микросхему получится при помощи avreal только один раз, а во-вторых программировать нужно в два этапа — вначале запись прошивки, потом запись fuse. в предлагаемых автором батниках записи фузов нет, так что работать оно не будет. хотя, для первого тестера я несколько лет назад использовал, кажется, именно avreal. но свои наработки найти не смог, увы.

на этот раз я для программирования использовал «народный» minipro tl-866. фузы автор рекомендует такие: BODLEVEL=1, BODEN=0, SPIEN=0, RSTDISBL=0, CKSEL3..0=0010 (всё это есть в прилагаемой документации)

в минипро при этом для того чтобы запрограммировать единичку — нужно снять галку напротив, например, CKSEL1=0 и BODLEVEL=0.

схемы, платы, прошивки — здесь

ну и в заключение — пару слов о том, зачем это вообще нужно.

во-первых это, несомненно, проверка и промывка данных регуляторов. они всё же подвержены и износу и загрязнению. и промывка с растворителем в ультразвуковой ванне (или даже и без неё) — часто вполне так неплохо помогает (а на иномарки такие регуляторы, если не китай — то стоят денег). естественно, после промывки нужно смазать «белой» фторопласт-содержащей смазкой. но вот чтобы разобрать и потом собрать данный регулятор — и нужен данный тестер. более того, двигая шток туда-сюда — можно оценить легкость перемещения и отсутствие подклиниваний — до и после промывки — чтобы сделать вывод о необходимости замены в случае фатального износа.
также иногда бывает нужно порегулировать обороты двигателя на машине «вручную». например, чтобы снизить обороты при неисправной проводке РХХ.
ну и еще одно применение — проверка РХХ в магазине при покупке.

несомненно, существует масса вариантов таких тестеров. и тот что делал я, на микроконтроллере, один из самых «сложных» — там всё же целый микроконтроллер присутствует. впрочем, я использовал смешную тиньку, а люди умудряются и на атмеге собирать (только я вас умоляю — не предлагайте ардуину!). более простой вариант уже изготавливался и обозревался на муське, ну а самый простой — там вообще трансформатор, конденсатор и переключатель:

так что — каждый может выбрать то что ему нравится, по силам, и по карману.

Источник: mysku.ru

Тестер рхх своими руками

Подобные устройства, наверное, где-то можно купить. Но с паяльником я дружен, мысли в голове ещё есть. Так что решил не покупать, а придумать и изготовить самостоятельно. Тем более, всё делал “под себя”. А это важно.

1. Устройство для проверки производительности форсунок и регуляторов холостого хода

Тут “два в одном”. Внешний вид простой:

Левая половина (DUTY IAC) отвечает за проверку регуляторов ХХ типа Toyota со встроенным электронным регулятором управления (по ШИМ). С помощью регулятора (ручки) можно изменять степень открытия шторки, тем самым проверяя работоспособность регулятора.

Правая половина – проверка форсунок на работоспособность, кроме того, можно сделать т.н “топливный баланс”: выбираем время открытия форсунки и частоту открытия в ms.

Разъемы для подключения проверяемых источников:

Схема устройства:

На видео показано более подробно.

Стабильно помогает при “быстрой диагностике”. Устройство давно окупило то время, которое было затрачено на его изготовление.

Более подробнее показано на видео.

Данным устройством можно проверять спидометры, тахометры и другие оконечные устройства, которые имеют “прямоугольный выход, так называемый “меандр” на выходе. Работает как эмулятор этих датчиков.

Мощный транзистор позволяет проверять катушки зажигания как со встроенным транзистором, так и без него.

Маркировку используемого транзистора видно на фото:

Предназначен для регулирования напряжения от нуля до пяти вольт. Можно подать требуемое напряжение на, например, датчик расхода воздуха или TPS и посмотреть, как оконечное устройство будет реагировать на изменение напряжение и тем самым понять, исправен ли датчик или неисправен.

Источник: autodata.ru

Регулятор холостого хода (РХХ) — как работает, неисправности, симптомы, проверка

Во всех современных автомобилях есть регулятор, поддерживающий обороты холостого хода. Если ХХ теряет стабильность, возможно причина в датчике. Чтобы узнать это, нужно проверить регулятор холостого хода (РХХ).

Виды и конструкции РХХ

Внешний вид датчика напоминает электрический двигатель, имеющий коническую иглу. Прибор ответственен за подачу нужного количества воздуха в обход дроссельной заслонки на холостом ходу.

Существуют несколько разновидностей подобных датчиков:

  1. На основе соленоида. Это наиболее простой вариант устройства. При подаче напряжения на обмотки прибора срабатывает сердечник и помещается в специальное гнездо для сокращения диаметра проходного канала. В результате становится меньше объём подачи воздуха. Данный регулятор стоит дёшево из-за простоты конструкции. Работает этот прибор только в закрытом либо открытом положении.
  2. Шаговый. В него входят обмотки и кольцевой магнит. Вращение основного ротора происходит благодаря шаговой подачи напряжения на все элементы конструкции под воздействием электромагнитной силы. Открытие воздушного протока регулируется исполняющим механизмом в зависимости от того, где расположен ротор.
  3. Роторный. Подача воздуха регулируется поочерёдными частотными импульсами. Конструкция датчика похожа на соленоидную PXX. Главную роль в конструкции играет ротор.

Как работает регулятор

Когда двигатель работает на холостом ходу, через дополнительный канал подачи воздуха в обход закрытой заслонки дросселя, в двигатель поступает воздух, необходимый для его стабильной работы. Сечение этого канала регулируется РХХ. Количество воздуха учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ). В соответствии с его количеством, контроллер подаёт топливо в двигатель через топливные форсунки.

По датчику положения коленчатого вала (ДПКВ) контроллер отслеживает количество оборотов двигателя. В зависимости от заданного режима работает РХХ, добавляя или снижая подачу воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки .

На прогретом до рабочей температуры двигателе, контроллер поддерживает обороты холостого хода. Если же двигатель не прогрет, контроллер за счет регулятора увеличивает обороты, обеспечивая его прогрев на повышенных оборотах.

Признаки неисправности

Регулятор холостого хода является исполнительным устройством и его самодиагностика в системе не предусмотрена. Поэтому при неисправностях регулятора холостого хода часто лампа «CHECK ENGINE» не загорается. Симптомы неисправностей регулятора холостого хода во многом схожи с неисправностями ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки), но во втором случае чаще всего на неисправность ДПДЗ явно указывает лампа «CHECK ENGINE».

Симптомы проблем с РХХ:

  • плавающий холостой ход;
  • плохой запуск двигателя, особенно зимой;
  • машина может глохнуть при сбросе газа, после переключения на нейтраль;
  • неконтролируемое повышение или понижение оборотов ХХ при штатной температуре двигателя;
  • падение оборотов после включения фар, кондиционера, отопительной системы;
  • дёрганье машины на ходу при небольших оборотах;
  • мотор глохнет при переходе с низшей передачи на высшую и наоборот.

Приведённые признаки могут проявляться все сразу, либо по отдельности.

Диагностика датчика

Проверить клапан холостого хода можно самостоятельно. Его неисправности можно разделить на две части: механические и электрические. Есть несколько методов проверки.

Визуальный осмотр

Для начала необходимо провести визуальный осмотр. Таким образом можно обнаружить дефекты корпуса, износ иглы, образование нагара. В случае образования отложений, почистить можно средством очистки карбюратора. Также рекомендуется почистить весь дроссельный узел, т. к. он в похожем состоянии.

Использование диагностических программ

Работу РХХ можно проверить с помощью диагностического адаптера и специальных программ. Например, можно использовать самый простой адаптер ELM327 и программу OpenDiagMobile. В меню программы нужно выбрать желаемое положение регулятора ХХ и посмотреть за работой клапана. Лучше выставлять минимум на 20 шагов больше, чем текущее положение.

Проверка проводки

Для этого нам понадобится мультиметр. На заглушенном двигателе снимаем разъём с датчика. Выставляем на измерительном приборе предел измерения 0-20 В постоянного напряжения. Измеряем напряжение на разъеме. В обычном случае должно быть 12 В.

Проверка сопротивления регулятора

Для этого нам понадобится измерить сопротивление между выводами A, B, а также C и D после отсоединения клеммы датчика. Мультиметр переводим в положение измерения сопротивления на пределе 0-200 Ом (Ω).

Нормальным значением является показатель в пределах 50-55 Ом. Сопротивление между A и C, B и D должно быть равно бесконечности.

Проверка с дроссельным узлом

Есть ещё один способ диагностики РХХ. Для этого понадобится снять дроссельный узел со шпилек вместе с датчиком.

При подключении разъема клапана и включении/отключении зажигания можно вживую наблюдать за работой РХХ. Посмотреть как работает игла, не затирает ли где-нибудь, проверить равномерность хода, услышать подозрительные звуки.

Калибровка нового РХХ

Что делать, если в результате проверки выяснилось, что датчик подлежит замене? Нужно откалибровать его.

  1. Проверяем расстояние от конца штока до монтажной пластины, оно должно быть не более 23мм.
  2. Отключаем минус от аккумулятора, обесточивая ЭБУ.
  3. Устанавливаем регулятор.
  4. Подключаем аккумулятор обратно.
  5. Включаем зажигание на 5 сек, не заводя двигатель. В это время происходит калибровка РХХ.
  6. Выключаем зажигание, завершая калибровку.
  7. Заводим двигатель и наблюдаем за холостым ходом.

Теперь вы знаете как работает регулятор холостого хода, как его проверить и в случае необходимости заменить. Как вы поняли в этом нет ничего сложного и все операции доступны даже начинающему автолюбителю.

Напоследок, видео о диагностике РХХ:

Источник: elm3.ru

Проверка регулятора холостого хода мультиметром

Стабильную и ровную работу двигателя автомобиля поддерживает большое количество разнообразных датчиков и систем. Например, когда полноценная нагрузка отсутствует, клапан дросселя находится в закрытом положении, но, тем не менее, силовой узел продолжает работать. Поддержание оборотов, без постоянной необходимости заводить ДВС после каждой остановки, возможно за счет регулятора холостого хода (РХХ). Даже небольшая поломка этого элемента может доставить большой дискомфорт водителю.

Датчик холостого хода: устройство, назначение, принцип работы

Датчик холостого хода визуально выглядит как электродвигатель, который имеет конусообразную иглу. Необходим регулятор для стабилизации и контроля над холостыми оборотами.

Главная задача РХХ – обеспечивать подачу необходимого количества воздуха в обход дроссельной заслонки на холостом ходу. Поток воздуха должен поступать в двигатель по периферийному каналу. Контролировать обороты возможно благодаря сечению канала, который управляется конусообразной игрой датчика.

Принцип работы основывается на анализе датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) количества поступающего потока и передаче данных ЭБУ. Далее в ход вступают форсунки инжектора, которые подают определенное количество топлива, которое необходимо для поддержания хода автомобиля.

Отдельно блок управления принимает показатели датчика положения коленвала, чтобы определить количество оборотов мотора в разных ситуациях. Одновременно с этим, ЭБУ контролирует работу РХХ, чтобы в нужный момент открыть периферийный канал для подачи воздуха, с целью поддержания определенного количества оборотов ДВС.

Регулятор холостого хода может изменить размер сечения дополнительного канала. После момента включения зажигания, шток датчика выдвинут до тех пор, конусообразная игла не займет калибровочное отверстие. РХХ самостоятельно открывает канал для подачи воздуха. Кроме того, если охлаждающая жидкость слишком холодная, датчик холостого хода может обеспечить более сильный поток воздуха для быстрого прогрева. За счет этого, автомобиль может стартовать без предварительного прогревания двигателя.

Располагается РХХ около ДПДЗ; отличается пластиковой накладкой электродвигателя, которая выступает над всем узлом. Питает датчик провод от общего жгута, который подключен к общему контроллеру.

Виды датчиков холостого хода

На сегодняшний день автомобильные производители представляют несколько типов РХХ:

  1. Соленоидный датчик. Работает, основываясь на электромагнитной силе. После того как на катушку попадает напряжение, сердечник прячется. Клапанная заслонка открывает возможность потоку воздуха беспрепятственно поступать внутрь. После отключения соленоида периферийный канал блокируется.

Контроль работы датчика происходит за счет динамики частоты командных сигналов. Определенное количество воздуха имеет свой частотный эквивалент, что позволяет четко регулировать работу РХХ.

  1. Шаговый. В технической структуре такого датчика предусмотрен кольцевой магнит и обмотки. Из-за шаговой подачи напряжения на каждый элемент, под воздействием магнитного поля, вращается главный ротор. Исполняющий механизм в зависимости от положения ротора контролирует открытие воздушного протока.
  2. Роторный датчик. Контроль происходит за счет поочередных частотных импульсов. Очень схож по структуре с соленоидным РХХ, но главное место в конструкции занимает непосредственно ротор.

Возможные проблемы в работе датчика холостого хода, признаки неисправности

Как и любой механизм, регулятор холостого хода не застрахован от неисправностей или поломок. «Симптомы болезни» будут очень схожи с поломками десятков датчиков, и датчиком положения дроссельной заслонки в частности. Однако если проблема в датчике дросселя – водитель увидит индикатор «check engine», если же проблема в РХХ бортовой компьютер может не показывать ошибку.

Понять, что регулятор работает неисправно можно по нескольким признакам:

  • На холостом ходу мотор может произвольно глохнуть, обороты крайне неустойчивы без поддержки педали акселератора.
  • Самопроизвольная динамика оборотов двигателя.
  • Двигатель глохнет при переключении передачи или при старте с места.
  • При запуске мотора на холоде обороты не повышаются.
  • Обороты резко падают при работе фар или печки.

Причин неисправностей еще меньше, чем «симптомов»:

  1. Естественный износ конусовидной иголки датчика.
  2. Нарушение целостности контактов внутри тела электродвигателя регулятора.

Методика проверки датчика при помощи мультиметра

Самый надежный и распространенный способ проверить работоспособность датчика – воспользоваться мультиметром. Но для этого регулятор предварительно нужно снять. Обычно, он крепится несколькими винтами около датчика дросселя, но на некоторых автомобилях может быть закреплен специальным раствором или лаком.

Демонтировать РХХ с применением силы нельзя, поскольку существует большой риск повредить впускную систему. В подобном случае придется снимать весь дроссельный узел.

Для проверки электромотора необходимо замерять сопротивление обмоток. Контакты мультиметра нужно поочередно подключать на каждую из обмоток A и B, C и D. Если все работает исправно, то полученные данные попадут в диапазон 40–80 Ом.

В качестве дополнительной проверки мультиметром контакты можно поменять местами. Датчик, в таком случае, должен показать обрыв электрических цепочек.

Самодельный тестер РХХ

В некоторых случаях проверять регулятор холостого хода мультиметром на грани бесполезности. К примеру, на впрысковых ВАЗ. В таком случае данные мультиметра не будут информативными, поскольку главной проблемой является закоксовывание винтовой пары. Такая проблема ведет к заеданию датчику, из-за чего он просто не может обеспечивать постоянный поток воздуха.

Некоторые умельцы самостоятельно изготовляют устройства для проверки РХХ в такой ситуации. Для самодельного тестера необходимо иметь под рукой трансформатор зарядного устройства телефона на 6В переменного тока. Если использовать контроллеры поочередно, можно проверить прямой и обратный ход регулятора. Рабочее устройство засветит лампочку индикатора тусклым светом, а обратный эффект подскажет о заедании и необходимости ремонта.

Что делать, когда обнаружилась поломка?

Чаще всего главным истоком всех поломок регулятора холостого хода является налипание пыли и грязи. В таком случае можно самостоятельно попробовать зачистить датчик.

После того как датчик отсоединен, все контакты необходимо протереть спиртом или специальной жидкостью. В случае если игла или шток сильно покрыты грязью – можно воспользоваться WD-40. В качестве дополнительной страховки, лучше проверить состояние дроссельного клапана и, при необходимости, провести зачистку. Если же очистка не помогла, будет лучше полностью заменить неработающее устройство и не ставить под вопрос безопасность участников дорожного движения.

Детально ознакомиться с технологией проверки датчика холостого хода можно на видео:

Источник: pricurivatel.ru

Тестер рхх своими руками

А. ОЛЬШАНСКИЙ, г. Урюпинск Волгоградской обл.

Многие водители знают, что регулятор холостого хода современных двигателей АВТОВАЗа, а также ряда иномарок (Дэу Нексия, ЗАЗ Сенс, некоторых моделей Опель) требует повышенного внимания. В процессе эксплуатации его шток из-за отложений нагара и грязи теряет подвижность. В результате регулятор неадекватно реагирует на команды контроллера системы управления двигателем, что приводит к неудовлетворительной работе двигателя на холостом ходу и в переходных режимах. Ниже описан простой прибор, позволяющий оперативно проверять работоспособность регулятора холостого хода без подключения сканера к диагностическому разъему автомобиля, до монтажа на автомобиль, что стало сейчас актуальным из-за обилия контрафактных запасных узлов.

егулятор холостого хода входит в со-V став топливной системы автомобиля и предназначен для обеспечения устойчивой работы двигателя на холостых оборотах коленчатого вала. Сигналы, необходимые для работы регулятора, формирует электронный блок управления двигателем.

Напряжение на выводах обмоток

Регулятор представляет собой шаговый электродвигатель с двумя статор-ными обмотками. В роторе просверлено соосно отверстие и нарезана резьба, в которую одним концом ввинчен шток. Другой конец штока закреплен подвижно в продольных направляющих, удерживающих его от вращения вокруг своей оси. При вращении ротора шток из него выдвигается или вдвигается внутрь в зависимости от направления вращения. Управляют шаговым двигателем подачей импульсов напряжения одновременно на обе статорные обмотки. Для проверки работоспособности регулятора до его монтажа на автомобиль я изготовил простой пробник-испытатель, вырабатывающий требуемую импульсную последовательность.

При проектировании пробника была поставлена задача сделать его как можно проще, используя дешевые и распространенные детали. Пробник позволяет перемещать шток регулятора с двумя скоростями — около 100 шагов в секунду (для визуальной проверки работоспособности узла) и около 3 шагов в секунду (для проверки точности позиционирования штока в процессе диагностики двигателя). Питается пробник от бортовой сети автомобиля или стабилизированного сетевого блока с выходным напряжением 11. 15 В. Потребляемый ток — 0,3 А.

Наглядно проследить чередование управляющих импульсов на обмотках

электродвигателя позволяет таблица. Здесь А и В — выводы первой обмотки, С и D — второй. Логично для такого алгоритма управления использовать сдвиговый регистр, что и было реализовано на основе микросхемы К555ИР11А.

Схема пробника регулятора холостого хода представлена на рис. 1. Постоянное напряжение питания через диод VD1, служащий для защиты пробника от выхода из строя при случайном подключении в обратной полярности, поступает на выходной коммутатор тока на транзисторах VT2—VT9, на индикатор включения HL1R7 и стабилизатор DA1. Выходное напряжение 5 В стабилизатора питает таймер DA2 и сдвиговый регистр DD1.

Для правильной работы пробника необходимо, чтобы при включении питания на выходах 1 и 2 регистра присутствовало напряжение высокого уровня, а на выходах 3 и 4 — низкого, что соответствует шагу 1 в таблице. С появлением напряжения на выходе стабилизатора через резистор R6 начинает заряжаться конденсатор Сб. Время, в течение которого напряжение на базе транзистора VT1 меньше напряжения его открывания, — около 1 с. В течение этого времени на входах SR и SL сдвигового регистра присутствует напряжение высокого уровня.

При появлении на входе С регистра тактового импульса происходит параллельная загрузка информации в регистр с входов D1—D4 на выходы 1—4.

В процессе работы можно также установить регистр в режим параллельной загрузки одновременным нажатием на кнопки SB1 nSB2.

Как только конденсатор С6 зарядится и откроется транзистор VT1, входы SR и SL регистра через цепи VD2R4 и VD3R5 и открытый транзистор VT1 окажутся соединенными с общим проводом. Высокий уровень напряжения на этих входах сменится низким. Нажатие на кнопку SB1 и ее удержание приводит к сдвигу информации в регистре на один такт от выхода 4 к выходу 1 с каждым импульсом на тактовом входе С, а ротор шагового электродвигателя М1 поворачивается на один шаг. Шток регулятора при этом будет вдвигаться в корпус. Для того чтобы сдвиг информации происходил по циклу, выход 1 регистра соединен с его входом DL, а выход 4 — с входом DR. Нажатие на кнопку SB2 сдвигает информацию в противоположную сторону, шток выдвигается.

Генератор тактовых импульсов собран по типовой схеме на таймере DA2. При замкнутых контактах тумблера SA1 частота генератора — около 100 Гц, при разомкнутых — около 3 Гц. В режиме малой частоты генератора очень короткими нажатиями на кнопки можно перемещать шток на один-два шага.

Выходной коммутатор тока собран по мостовой схеме. Рассмотрим подробнее порядок управления обмоткой А—В электродвигателя М1. На базах транзисторов VT2 и VT6 в процессе работы всегда противоположные логические уровни. Допустим, что в некоторый начальный момент на базу транзистора VT2 через токоограничительный резистор R8 подано напряжение высокого уровня, значит, на базу транзистора VT6 через резистор R12 поступает напряжение низкого уровня. При этом транзистор /Т2 открыт, a VT3 закрыт, вывод А обмотки электродвигателя М1 через диод VD4 и транзистор VT2 соединен с общим проводом.

В то же время транзистор VT6 закрыт, и вывод В обмотки электродвигателя при этом соединен через открытый транзистор VT7 с плюсовым проводом питания (12 В). Через обмотку потечет ток, создавая условия для поворота ротора электродвигателя на один шаг. При инверсии сигналов на базах транзисторов VT2 и VT6 соответственно произойдет и инверсия уровня напряжения на выводах А и В обмотки. Диоды VD5, VD6, VD8, VD9, VD11, VD12 и VD14, VD15 защищают выходные транзисторы от всплесков тока самоиндукции обмоток электродвигателя. Обмотка С—D управляется аналогично.

Все детали пробника, кроме диода VD1, тумблера SA1 и кнопок SB1 и SB2, смонтированы на печатной плате из фольгированного с одной стороны стеклотекстолита толщиной 1 мм. Чертеж платы представлен на рис. 2.

Вместо КР1006ВИ1 в пробнике можно использовать таймер NE555, вместо сдвигового регистра К555ИР11А — К531ИР11 или импортные аналоги, например SN74SL194. Диоды VD1 — VD4, VD7, VD10, VD13 —диоды Шотки. Транзисторы VT2—VT9 должны быть с возможно большим коэффициентом передачи тока, хорошо подходят для коммутатора тока составные транзисторы КТ972 с любым буквенным

индексом. Транзистор VT1 может быть любым маломощным структуры п-р-п.

Разъем Х1 для подключения регулятора к пробнику можно приобрести в магазине автозапчастей. Маркировка контактов разъема такая же, как указано на схеме. Однако следует знать, что у некоторых зарубежных автомобилей маркировка выводов обмоток и контактов разъема иная. Поэтому при покупке регулятора от иномарки надо омметром проверить его “цоколевку”. К автомобильной батарее аккумуляторов пробник подключают с помощью зажимов “крокодил”.

Плата установлена в пластмассовую коробку с внешними размерами 100x48x25 и фиксирована в ней термоклеем. Внешний вид собранного пробника, разъема и регулятора холостого хода показан на фото рис. 3.

При работе с демонтированным с двигателя автомобиля регулятором необходимо соблюдать осторожность: в крайнем выдвинутом положении шток выскакивает из корпуса, есть риск потерять детали. Если все-таки шток выпал, регулятор нужно аккуратно собрать, вставить шток в направляющие и вдвинуть на место с помощью пробника.

Пробник с пристыкованным к нему регулятором не следует оставлять включенным надолго, так как при этом через обмотки шагового двигателя постоянно протекает номинальный ток, что может привести к перегреванию обмоток и, как следствие, к выходу двигателя из строя.

Скорость перемещения штока 100 шагов в секунду соответствует рабочему режиму регулятора холостого хода, а три шага в секунду — удобна для диагностики и налаживания системы. Для проверки регулятора подключают его к пробнику и, нажимая на кнопки SB1 и SB2, несколько раз вдвигают и выдвигают шток при обоих значениях скорости перемещения. Если шток движется с рывками и остановками, регулятор бракуют и заменяют новым.

Если шток перемещается равномерно, без заеданий, остается только проконтролировать достаточность развиваемого шаговым двигателем усилия с помощью динамометра (см. http:// electromeh.ru/production/Autovaz/). При некотором навыке усилие можно проверять, удерживая движущийся шток пальцем.

При реальной работе регулятора на исправном автомобильном двигателе пределы перемещения штока довольно узки — около десяти шагов. Но при пуске двигателя и на переходных режимах его работы перемещения штока значительны.

После проверки регулятора необходимо вдвинуть шток примерно на середину хода. При слишком выдвинутом штоке узел можно повредить при установке на место, а при излишне вдвинутом система управления двигателем автомобиля после монтажа регулятора будет дольше адаптироваться на оптимальные обороты коленчатого вала на холостом ходу.

Добавил: Павел (Admin)
Автор: А. ОЛЬШАНСКИЙ (Радио №3 2011 г.)

Источник: www.radioman-portal.ru