Принцип работы реле стеклоочистителя

Принцип работы реле стеклоочистителя

02.04.2016 11:15 – дата обновления страницы

Устройство и конструкция, технические характеристики, техническое обслуживание

Наши дополнительные сервисы и сайты:


e-mail:
office@matrixplus.ru
tender@matrixplus.ru

icq:
613603564

skype:
matrixplus2012

телефон
+79173107414
+79173107418

г. С аратов

Полезные ссылки

поддержка проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку! И мы разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на e-mail

Производим обмен текстовыми ссылками

Liveinternet

Yandex, Rambler

Стеклоочиститель, принцип работы, ремонт

Стеклоочиститель включается переключателем 9 (рис. 336), расположенным з блоке переключателей на облицовке панели приборов. В зависимости от положения клавиша переключателя возможно два режима работы стеклоочистителя: постоянная и прерывистая.

Постоянная работа стеклоочистителя получается при полностью нажатом клавише. Ток при этом идет от вывода аккумуляторной батареи или зажима генератора через обмотку якоря электродвигателя, минуя реле стеклоочистителя. Электродвигатель работает с постоянной скоростью, и щетки качаются с частотой 50-60 циклов в минуту.

Прерывистая работа стеклоочистителя достигается с помощью реле РС514, которое включается при среднем положении клавиша переключателя 9. Как и в предыдущем случае, ток от зажима генератора тем же путем течет до штекера L переключателя 9. Затем путь тока следующий: штекер V переключателя 9 – обмотка элекромагнита реле и параллельно через дополнительный резистор- контакты прерывателя реле – биметаллическая пластина прерывателя – штекеры 1 и D переключателя 9 – масса.

Под действием тока, протекающего по обмотке электромагнита реле, якорь притягивается к сердечнику и замыкает нижние контакты реле. Через них начинает протекать ток, питающий обмотку якоря электродвигателя и он начинает вращаться. Одновременно протекает ток по обмотке прерывателя реле. Этот ток разогревает обмотку прерывателя. Биметаллическая пластина от нагревания выгибается, и контакты прерывателя размыкаются, отключая питание обмотки электромагнита. Якорь реле возвращается в исходное положение. Нижние контакты реле размыкаются, а верхние – замыкаются, прерывая питание электродвигателя. Электродвигатель останавливается.

Рис. 336. Электрическая схема включения стеклоочистителя: а – на автомобиле ВАЗ-2101 с электродвигателем МЭ-241; б – на автомобилях ВАЗ-21011 и BA3-2103 1 – электродвигатель стеклоочистителя; 1 – реле стеклоочистителя; 3 – генератор; 4 – аккумуляторная батарея; 5 и 6 – предохранители; 7 -включатель зажигания; 8 – включатель наружного освещения; 9 – переключатель стеклоочистителя; 10, 11 и 12 – контакты включателя электродвигателя; 13 – включатель стеклоочистителя в насосе омывателя ветрового стекла

Обозначение цвета проводов: Б – белый; БЧ- белый с уерной полосой; Г – голубой; ГЧ – голубой с черной полосой; Ж – желтый; ЖЧ – желтый с черной полосой; /( – красный; Кор – коричневый; Р – розовый; Ч – черный

Поскольку ток теперь не протекает через обмотку прерывателя, то она остывает вместе с биметаллической пластиной. Пластина принимает прежнюю форму и контакты прерывателя замыкаются включая питание обмотки электромагнита. Описанный цикл повторяется вновь с частотой 9-17 раз в 1 мин.

За время одного цикла щетки завершают один двойной ход п останавливаются в нижнем положении. В начальный момент включения стеклоочистителя на прерывистую работу, пока еще не нагрелась биметаллическая пластина прерывателя, щетки могут сделать до четырех непрерывных двойных ходов.

Выключение стеклоочистителя происходит после перевода клавиша переключателя 9 в исходное положение. В этом случае ток к обмотке якоря электродвигателя подается от штекера В блока предохранителей через замкнутые контакты 10 и 12 включателя электродвигателя. В тот момент, когда щетки стеклоочистителя придут в нижнее положение, выступ кулачка червячной шестерни редуктора разомкнет контакты 10 и 12 и отключит питание обмотки якоря. Якорь электродвигателя остановится, и щетки стеклоочистителя останутся в нижнем положении.

Ремонт стеклоочистителя заключается в основном в правке деформированных тяг и рычагов рычажной системы или замене их новыми. Неисправный электродвигатель рекомендуется заменять новым. Из ремонтных работ по электродвигателю допускается только замена шестерни редуктора и зачистка коллектора.

Снятие стеклоочистителя производится из отсека двигателя в следующем порядке:

снять щетки с рычагами, отсоединить провода от аккумуляторной батареи и от электродвигателя стеклоочистителя;

отвернуть гайки осей рычагов с установочными втулками и гайки крепления кронштейна электродвигателя и снять двигатель в комплекте с рычажной системой.

На верстаке снять с электродвигателя рычажную систему, Установка производится в последовательности, обратной снятию.

Для разборки электродвигателя стеклоочистителя необходимо отвернуть винты крепления крышки редуктора и снять ее вместе с панелью. Затем отвернуть винты крепления картера редуктора к корпусу электродвигателя и разъединить их. Вынуть якорь электродвигателя.

Чтобы снять шестерню редуктора у электродвигателя МЭ-241, необходимо отвернуть гайку крепления кривошипа, снять стопорное кольцо с оси и вынуть из картера ось с шестерней и шайбами. Для снятия шестерни электродвигателя МЭ-241 А необходимо отвернуть гайку крепления шестерни и снять ее с оси.

После разборки продуть внутренние полости электродвигателя сжатым воздухом для удаления отложений угольной пыли и проверить состояние щеток и коллектора. Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях, а пружины должны быть целыми и иметь достаточную упругость. Коллектор необходимо зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой, а затем протереть чистой тряпкой, слегка смазанной техническим вазелином. Если коллектор сильно обгорел или изношен, то электродвигатель лучше заменить новым. Проверить, нет ли следов заедания на шейках вала якоря. При необходимости зачистить их мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

При сборке следует отводить щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не повредить их кромок. При сборке электродвигателя МЭ-241 вставлять якорь в корпус необходимо с особой осторожностью, избегая ударов якоря о полюса, чтобы не разбить их.

После сборки необходимо проверить электродвигатель на стенде .

Дезинфицирующие средства

широкого применения

для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора

Моющие средства

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- “Фаворит К” и “Фаворит Щ”, внутренняя и наружная замывка вагонов.

Источник: www.matrixplus.ru

Блог про Уаз

Прерывистый режим работы щеток стеклоочистителя ветрового стекла автомобилей ГАЗ и УАЗ осуществляется при управлении электродвигателем стеклоочистителя посредством специальных электронных реле 524.3747, 931.3747, 932.3747.

Электронное реле 524.3747 стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла, устройство и принцип действия.

При положении I (схема ниже) подрулевого переключателя SA система отключается. При этом выводы якоря электродвигателя М1 стеклоочистителя через его размыкающий концевой выключатель SQ и контакты К1:1 реле К1 оказываются замкнутыми. В следствии этого обеспечивается динамическое торможение и быстрая остановка электродвигателя.

При положении IV переключателя SA напряжение через встроенный в корпус стеклоочистителя биметаллический предохранитель F3 подается на основные щетки электродвигателя М1, и он работает с малой частотой вращения вала. При переводе переключателя SA в положение V питание подводится к третьей дополнительной щетке электродвигателя, и он работает с высокой частотой вращения вала, интенсивность очистки стекла увеличивается.

Электрическая схема управления включением электродвигателей очистителя и омывателя ветрового стекла электронным реле 524.3747.

При положении II (нефиксируемом) и III (фиксируемом) переключателя SA осуществляется прерывистый режим работы стеклоочистителя. В этом режиме напряжение подводится к основным щеткам электродвигателя М1 только в том случае, если замкнуты контакты К1:1 реле К1. Срабатыванием реле К1 управляет электронная схема реле времени, собранная на микросхеме D.

При переводе переключателя SA в положение II или III напряжение подводится к выводу «j» реле 524.3747, соединенному со входом 2 микросхемы D. Микросхема обеспечивает периодический заряд конденсаторов С1 и С2, при котором с выхода 7 микросхемы D подается напряжение на электромагнитное реле. Реле К1 срабатывает, контакты К1:1 замыкаются, включая через вывод «S» электродвигатель стеклоочистителя, который начинает работать с малой частотой вращения.

После разряда конденсаторов С1 и С2 напряжение на выходе 7 микросхемы исчезает, реле К1 размыкает контакты К1:1, и стеклоочиститель выключается. Появление напряжения на выводе «S» реле 524.3747 происходит с частотой 7-19 циклов в минуту.

Электродвигатель омывателя ветрового стекла объединен в один узел с насосом, образуя единый узел — мотонасос. Реле 524.3747 при включении мотонасоса омывателя обеспечивает одновременно включение и работу электродвигателя стеклоочистителя с малой частотой вращения.

При переводе переключателя SA в положение «О», соответствующее включению стеклоомывателя, через вывод 86 подается напряжение на микросхему D, и на выходе 7 микросхемы появляется напряжение. Реле К1 замыкает контакты К1:1, и стеклоочиститель начинает работать.

После выключения насоса омывателя конденсатор С2 некоторое время разряжается на цепи микросхемы, поддерживая напряжение на выходе 7 микросхемы. При этом очистка стекла прекращается не сразу, а после двух-четырех сдвоенных ходов щеток стеклоочистителя.

Мотонасос омывателя на различных моделях и модификациях автомобилей может нагнетать жидкость в три магистрали : к ветровому стеклу, к заднему стеклу и к фарам. Открытие магистрали осуществляется электромагнитными клапанами.

На схеме выше электромагнитный клапан К магистрали подачи жидкости к ветровому стеклу включается одновременно с электродвигателем М2 насоса при переводе переключателя SA в положение «О». Диод VD служит для разделения цепей электродвигателя М2 и клапана К. В результате этого обеспечивается возможность подачи жидкости мотонасосом в другие магистрали.

Электронные реле 931.3747 и 932.3747 стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла.

Электронные реле 931.3747 и 932.3747 стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла также, как и реле 524.3747 предназначены для обеспечения прерывистой работы щеток стеклоочистителя и совмещенной работы с омывателем ветрового стекла.

Их принципиальное отличие от реле 524.3747 состоит в том, что у них имеется возможность плавной регулировки паузы работы стеклоочистителя. Принцип работы у реле стеклоочистителя 931.3747 и 932.3747 такой же, что и у реле 524.3747.

Основные характеристики реле стеклоочистителя 931.3747 / 932.3747.

— Номинальное напряжение : 12 В
— Коммутируемый ток : 6 А
— Габаритные размеры 92 х 45 х 33 мм / 68 х 45 х 33 мм
— Масса, не более : 0,1 кг / 0,12 кг

Источник: auto.kombat.com.ua

Весёлый Карандашик

Доступные решения для домашнего мастера

Управление стеклоочистителями на старых автомобилях.

Электромагнитное реле цикличности РС-514 на стеклоочистители.

Когда на автомобиле нет возможности установить желаемый режим работы стеклоочистителей, который оптимально создаст комфортное управление автомобилем в непогоду, уверенно можно сказать о том, что на автомобиле не работает реле цикличности стеклоочистителей.

В случаях, когда на автомобилях и вовсе отсутствует такое реле, дискомфорт будет ощущаться всегда, когда стеклоочистители большую часть времени будут тереться об сухое стекло, а включение и отключение привода ‘дворников’ водитель будет осуществлять штатным выключателем через промежутки времени, отличные друг от друга и определёнными самостоятельно.

Много и разной информации существует для решения подобного вопроса, но мой знакомый решил обойтись без дополнительных финансовых вложений, а использовать имеющиеся в его распоряжении не электронное, а электромагнитное реле цикличности РС-514 для доработки режима управления стеклоочистителями и для создания цикличности режимов их работы. Дополнительно использовали выключатель света П-147-04.29 от старенькой ВАЗ-2106 и самодельный световой индикатор.

Автомобиль ‘Москвич-2140’ оборудован стеклоочистителями, с управлением привода через поворотный переключатель П-315, который позволяет лишь изменять скоростной режим привода выборочным подключением обмоток электродвигателя, а временная задержка для цикличности в схеме отсутствует.

Дополнить имеющуюся электрическую схему можно установив в неё любое электрическое устройство, которое с определённым промежутком времени будет включать и отключать привод стеклоочистителей. Устройство будет прерывать питающую линию периодами, а привод стеклоочистителей будет включаться через временные паузы, создаваемые установленным реле управления цикличностью.

Вариант с электронным реле в данном случае отпадает из-за отсутствия самого реле, а для подключения имеющегося электромагнитного реле РС-514 необходим всего лишь дополнительный переключатель, который дополнит функциональность электрической схемы.

Управление приводом стеклоочистителей на автомобиле ‘Москвич-214’ осуществляется через линию с подключением к ‘минусовой’ клемме аккумулятора через кузов. ‘Плюсовой’ провод постоянно подключён к обмотке электродвигателя блока привода стеклоочистителями.

Электромагнитное реле цикличности РС-514 имеет возможность подключения как через ‘плюсовой’ провод, так и через управление по ‘минусовой’ линии, а электронное реле РС-514 подключается только по его распиновке.

Для имеющейся электросхемы ‘Москвич-2140’ подключение реле цикличности РС-514 имеет схожее подключение, как на ‘ВАЗ-2106’, за исключением одного проводника, от которого зависит период срабатывания электромагнитного реле, и в некоторых схемах этот проводник задействован в другом варианте подключения.

Электрическая схема после доработки дополнилась ещё двумя режимами. К двум имеющимся скоростным режимам привода добавились два режима с цикличностью, то есть каждый постоянный режим имеет переключение в свой цикличный. Регулирование периода станет доступно после некоторой переделки реле РС-514 и выводом дополнительных проводников, от чего мы отказались.

Принцип работы реле РС-514.

В нашей схеме реле РС-514 работает следующим образом: электрическое напряжение на реле подаётся по жёлтому проводу. Отрицательный потенциал напряжения в схеме отсутствует, так как красный и голубой провода в обычном режиме отключены. Белый провод не задействован вообще.

Когда контакты переключателя П-147-04.29 переводят в верхнее по схеме положение 2, то образующая электрическая цепь /жёлтый провод + замкнутый термоконтакт + обмотка реле + красный провод/ замкнётся и по ней потечёт электрический ток. Резистор R100 в схеме является шунтирующим.

Полный рабочий ток электродвигателя поступает через замкнутые коммутационные контакты 1 и 2 по синему проводу через красный проводник. В момент замыкания управляющего контакта реле, между клеммой 1 и жёлтым проводом, появляется вторая электрическая цепь, характеристики которой влияют на периодичность включения электромагнитного реле.

Намотанная на биметаллическую пластину термоконтакта спираль из металлической проволоки с большим удельным сопротивлением, нагревается, передавая тепло пластине, которая изгибается и размыкает свой контакт 5. Электромагнитное реле отключается и размыкает управляющие контакты 1 и 2. Питание электродвигателя привода через реле прекращается, но стеклоочистители доводятся в первоначальное положение электродвигателем, который отключится через концевой выключатель привода.

По мере остывания, биметаллическая пластина выравнивается, её контакты сближаются и вновь замыкают электрическую цепь. Электромагнитное реле включается и замыкает управляющие контакты 1 и 2. Таким образом, повторяется следующий цикл.

Когда контакты переключателя П-147-04.29, установленным дополнительно в электросхему, находятся в нижнем по схеме положении 1, то привод стеклоочистителей работает в обычном двухскоростном режиме. При переводе контактов переключателя П-147-04.29 в верхнее по схеме положение 2, при каком-нибудь включенном обычном из режимов, привод стеклоочистителей будет включаться периодически, а скоростной режим не измениться. Одно движение стеклоочистителей через паузу в 3 секунды.

Если в разрез синего провода, который находится в корпусе реле РС-514 установить потенциометр, то количество движений стеклоочистителей до паузы можно увеличить. Общее электрическое сопротивление нагревателя в таком случае увеличится, а значит и время его нагрева увеличится соответственно. Регулятор яркости подсветки панели приборов от тех же ВАЗ-2106 в предлагаемом варианте подходит по своему сопротивлению, которое находится в пределах 5 ом.

Дополнительный световой индикатор установили между красным и жёлтым проводом реле РС-514. Индикатор указывает на то, что на реле РС-514 подаётся бортовое напряжение, и при отключенном приводе стеклоочистителей контакты переключателя П-147-04.29 необходимо перевести в нижнее по схеме положение 1 из-за возможного повреждения нагревателя термоконтакта. Это лишь одно неудобство.

Источник: vesyolyikarandashik.ru

Устройство и принцип работы автомобильных стеклоочистителей

Все современные автомобили оснащаются стеклоочистителям или «дворниками», которые предназначены для очистки лобового стекла от грязи, пыли или осадков. С их помощью водитель может значительно улучшить видимость, не выходя из салона. Автомобильные стеклоочистители являются неотъемлемой составляющей конструкции транспортного средства, а их неисправность запрещает эксплуатацию ТС.

Система стеклоочистителя лобового стекла

Штатные очистители ветрового стекла предназначены для удаления грязи, пыли, а также избыточных осадков с его поверхности. Это позволяет увеличить видимость дороги в любой момент, включая плохие погодные условия: сильный дождь или снег. Для большей эффективности устройство сочетают со стеклоомывателем, который распыляет на поверхность стекла специальную омывающую жидкость под высоким давлением. Таким образом, происходит очистка стекла от прилипшей грязи и насекомых.

Автомобильные стеклоочистители

В некоторых автомобилях предусмотрен задний стеклоочиститель, а также специальные устройства для очистки передних фар (омыватель). Это позволяет обеспечить безопасность движения при любых погодных условиях. Частота и длительность работы стеклоочистителей регулируется водителем из салона.

Элементы конструкции стеклоочистителей

Конструктивные особенности зависят от вида устройства и типа крепежных элементов. Стандартная схема стеклоочистителей состоит из следующих деталей:

  • рычажного привода (трапеции);
  • поводков;
  • реле для управления режимами работы;
  • электронного блока управления (при наличии);
  • электродвигателя с редуктором;
  • шарнирных креплений;
  • щеток.

Конструкция стеклоочистителей

Дополнительно предусмотрены управляющие устройства. К примеру, для ручного управления используется подрулевой переключатель режимов работы стеклоочистителей, а для автоматического режима в транспортном средстве устанавливают специальный электронный блок управления и датчик для анализа загрязнения стекла (датчик дождя).

Принцип работы устройства

Несмотря на простой функционал очищающей системы, необходимо разобраться с тем, как работают стеклоочистители. Основные нюансы, о которых нужно знать:

  1. Электромагнитное реле принимает управляющую команду и устанавливает режим работы щеток. В зависимости от транспортного средства, очистители могут работать в прерывистом режиме с небольшими интервалами в 3-5 секунд, постоянно двигаться с установленной скоростью, а также переходить в режим мойки с включенным омывателем.
  2. Мотор стеклоочистителей получает питание от бортовой электросети. Точная схема подключения зависит от модели автомобиля.
  3. Поводки стеклоочистителей, а вместе с ними и щетки для очистки стекла, приводятся в действие при помощи электродвигателя с червячным редуктором и рычажного привода (трапеции). Трапеция передает и преобразует вращательное движение от электродвигателя на щетки, которые, плотно прижимаясь к рабочей поверхности, удаляют грязь и влагу со стекла.

Правильно настроенная система не должна оставлять разводы или механические повреждения на поверхности стекла, а также шуметь во время работы. В случае подобных проблем необходимо оперативно устранить неисправность.

Как работает трапеция

Трапеция стеклоочистителей состоит из системы тяг и рычагов, которые преобразуют вращательное движение от редуктора в возвратно-поступательное движение поводков со щетками. Стандартное устройство должно выполнять следующие функции:

  • движение щеток при работающем электродвигателе стеклоочистителя;
  • обеспечение нужной амплитуды и скоростного режима очистки;
  • поводки стеклоочистителей при двух и более щетках должны двигаться синхронно.

Трапеция стеклоочистителей

Трапеция, как и электромотор, является важной составляющей системы. При любых неисправностях (появлении люфтов) в ее работе ухудшается эффективность и качество очистки стекла. Для большей надежности элементы трапеции выполняют из листовой стали, которая устойчива к агрессивной среде, а также имеет высокую жесткость на изгиб.

В зависимости от конструкции очистителей стекла, трапеции могут быть одно-, двух- и трехщеточные, а по принципу работы — симметричные и асиметричные.

Моторчик стеклоочистителей

Моторчик стеклоочистителей имеет базовую конструкцию независимо от модели автомобиля. К основным элементам можно отнести непосредственно сам электромотор и редуктор (как правило, червячный), который увеличивает усилие от электродвигателя в несколько раз. Современные устройства могут быть оборудованы дополнительными элементами, включая предохранители для защиты от сильных нагрузок, подогревательные элементы для работы при низких температурах и многое другое.

Мотор стеклоочистителей для ВАЗ 2110

Мотор-редуктор стеклоочистителей является важнейшим элементом системы, который обеспечивает ее работоспособность. Щетки должны плотно прилегать к стеклу и свободно перемещаться по нему, иначе возникает повышенная нагрузка на электродвигатель.

Управление очистителями

Система очистки ветрового стекла может управляться двумя способами — электронным и электрическим. Последний вариант подразумевает ручное изменение режимов работы. Под рулем находится специальный рычаг управления, позволяющий включать устройство, регулировать паузу в работе стеклоочистителей и изменять режимы очистки. Но подобный вариант требует постоянного участия водителя.

Подрулевой переключатель

Электронная система управления является полностью автономной и не требует человеческого вмешательства. В автомобиле устанавливается специальный электронный блок и датчик дождя, который анализирует чистоту стекла и погодные условия. С помощью электронного управления обеспечивается целый ряд функций:

  • автоматическое включение и выключение;
  • изменение параметров работы очистителя;
  • блокировка моторчика при наличии препятствий на ветровом стекле;
  • дополнительная очистка с помощью стеклоомывателя;
  • предотвращение замерзания щеток при выключенном двигателе.

Виды щеток

Производители автомобилей предоставляют владельцам машин выбор типа щеток. В зависимости от конструкции и эксплуатационных характеристик, они могут быть следующих видов:

Каркасные щетки

  1. Каркасные щетки — оптимальный и доступный вариант. Они хорошо адаптируются под рабочую поверхность ветрового стекла, но ухудшают качество очистки при минусовых температурах и высоких скоростях.
  2. Бескаркасные стеклоочистители — более дорогой вариант, обеспечивающий качественную очистку стекла. Устройство более стойкое к замерзанию, а также дольше служит в эксплуатации. Из недостатков необходимо отметить сложность подбора щеток для обеспечения правильного прилегания к стеклу.
  3. Гибридные стеклоочистители — их часто называют зимними благодаря закрытой конструкции и влагостойкости. Идеально подходят для регионов с низкими температурами, где важно обеспечить работоспособность очистительной системы.

Бескаркасные дворники

Способы крепления щеток

До 1999 года большинство производителей автомобилей использовали тип крепления штатных щеток стеклоочистителей под названием «крючок» или «Hook». Это универсальное устройство в виде буквы «U», которое позволяет защелкнуть щетку и не переживать о надежности ее установки. В настоящее время набирают популярность следующие типы креплений:

  1. Боковой штырь — появилось в 2005 году на BWM, Volvo и других автомобилях. Позволяет фиксировать щетки с помощью специального бокового штыря на 22 или 17 мм.
  2. Кнопка или «Push Button» — адаптер для стандартных щеток стеклоочистителей шириной 16 мм. Достаточно защелкнуть устройство для крепления, а для снятия необходимо нажать на специальную кнопку.
  3. Pin lock — фиксация щеток с помощью специального встроенного замка. Используется в автомобилях Audi.

Схема крепления «Push Button»

Это далеко не полный перечень видов креплений. Каждый производитель может использовать собственные конструкции для фиксации щеток.

Несмотря на относительную простоту стеклоочистителей ветрового стекла, без них сложно представить современную машину. Водители могут прямо из салона управлять работой дворников, удалять грязь и улучшать видимость дорожной ситуации. А электронные системы и вовсе автоматически следят за чистотой стекла, увеличивая комфорт и безопасность вождения без участия человека.

Источник: techautoport.ru

Блог про Уаз

Прерывистый режим работы щеток стеклоочистителя ветрового стекла автомобилей ГАЗ и УАЗ осуществляется при управлении электродвигателем стеклоочистителя посредством специальных электронных реле 524.3747, 931.3747, 932.3747.

Электронное реле 524.3747 стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла, устройство и принцип действия.

При положении I (схема ниже) подрулевого переключателя SA система отключается. При этом выводы якоря электродвигателя М1 стеклоочистителя через его размыкающий концевой выключатель SQ и контакты К1:1 реле К1 оказываются замкнутыми. В следствии этого обеспечивается динамическое торможение и быстрая остановка электродвигателя.

При положении IV переключателя SA напряжение через встроенный в корпус стеклоочистителя биметаллический предохранитель F3 подается на основные щетки электродвигателя М1, и он работает с малой частотой вращения вала. При переводе переключателя SA в положение V питание подводится к третьей дополнительной щетке электродвигателя, и он работает с высокой частотой вращения вала, интенсивность очистки стекла увеличивается.

Электрическая схема управления включением электродвигателей очистителя и омывателя ветрового стекла электронным реле 524.3747.

При положении II (нефиксируемом) и III (фиксируемом) переключателя SA осуществляется прерывистый режим работы стеклоочистителя. В этом режиме напряжение подводится к основным щеткам электродвигателя М1 только в том случае, если замкнуты контакты К1:1 реле К1. Срабатыванием реле К1 управляет электронная схема реле времени, собранная на микросхеме D.

При переводе переключателя SA в положение II или III напряжение подводится к выводу «j» реле 524.3747, соединенному со входом 2 микросхемы D. Микросхема обеспечивает периодический заряд конденсаторов С1 и С2, при котором с выхода 7 микросхемы D подается напряжение на электромагнитное реле. Реле К1 срабатывает, контакты К1:1 замыкаются, включая через вывод «S» электродвигатель стеклоочистителя, который начинает работать с малой частотой вращения.

После разряда конденсаторов С1 и С2 напряжение на выходе 7 микросхемы исчезает, реле К1 размыкает контакты К1:1, и стеклоочиститель выключается. Появление напряжения на выводе «S» реле 524.3747 происходит с частотой 7-19 циклов в минуту.

Электродвигатель омывателя ветрового стекла объединен в один узел с насосом, образуя единый узел — мотонасос. Реле 524.3747 при включении мотонасоса омывателя обеспечивает одновременно включение и работу электродвигателя стеклоочистителя с малой частотой вращения.

При переводе переключателя SA в положение «О», соответствующее включению стеклоомывателя, через вывод 86 подается напряжение на микросхему D, и на выходе 7 микросхемы появляется напряжение. Реле К1 замыкает контакты К1:1, и стеклоочиститель начинает работать.

После выключения насоса омывателя конденсатор С2 некоторое время разряжается на цепи микросхемы, поддерживая напряжение на выходе 7 микросхемы. При этом очистка стекла прекращается не сразу, а после двух-четырех сдвоенных ходов щеток стеклоочистителя.

Мотонасос омывателя на различных моделях и модификациях автомобилей может нагнетать жидкость в три магистрали : к ветровому стеклу, к заднему стеклу и к фарам. Открытие магистрали осуществляется электромагнитными клапанами.

На схеме выше электромагнитный клапан К магистрали подачи жидкости к ветровому стеклу включается одновременно с электродвигателем М2 насоса при переводе переключателя SA в положение «О». Диод VD служит для разделения цепей электродвигателя М2 и клапана К. В результате этого обеспечивается возможность подачи жидкости мотонасосом в другие магистрали.

Электронные реле 931.3747 и 932.3747 стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла.

Электронные реле 931.3747 и 932.3747 стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла также, как и реле 524.3747 предназначены для обеспечения прерывистой работы щеток стеклоочистителя и совмещенной работы с омывателем ветрового стекла.

Их принципиальное отличие от реле 524.3747 состоит в том, что у них имеется возможность плавной регулировки паузы работы стеклоочистителя. Принцип работы у реле стеклоочистителя 931.3747 и 932.3747 такой же, что и у реле 524.3747.

Основные характеристики реле стеклоочистителя 931.3747 / 932.3747.

— Номинальное напряжение : 12 В
— Коммутируемый ток : 6 А
— Габаритные размеры 92 х 45 х 33 мм / 68 х 45 х 33 мм
— Масса, не более : 0,1 кг / 0,12 кг

Источник: auto.kombat.com.ua

Принцип работы реле стеклоочистителя

Исправность проводов и крепление клемм проверяют с помощью лампы или вольтметра.

Неисправный электродвигатель снимают и после разборки устраняют возможное зависание щеток, очищают коллектор от угольной пыли, очищают пазы между пластинами коллектора, устраняют заедание в редукторе. В стеклоочистителе СЛ136 щетки не будут перемещаться при окислении любых контактов реле.

Стеклоочиститель работает только на одной скорости при установке рычажка переключателя в любое рабочее положение. Это может быть вызвано обрывом провода от переключателя до клеммы «Ш» стеклоочистителя или нарушением контакта в переключателе. В стеклоочистителе СЛ136 может быть зависание щетки. Последнее устраняют после разборки электродвигателя. Переключатель проверяют лампой от аккумуляторной батареи.

Стеклоочиститель не работает в прерывистом режиме. Происходит это при обрыве спирали термобиметаллической пластины реле, обрыве в цепи обмотки.

Щетки ударяются о детали кузова. Неисправность здесь очевидна — неправильная по углу установка рычагов щеток на осях привода.

Для проверки исправности стеклоочистителя СЛ136 без переключателя и реле РС431 (на автомобиле ГАЗ -3102«Волга») отсоединяют провода от соединительной колодки электродвигателя. Подключают проводники от аккумуляторной батареи к двум верхним клеммам колодок. Для проверки работы стеклоочистителя на первой скорости соединяют проводником среднее верхнее и нижнее правое гнезда соединительной колодки. При проверке работы стеклоочистителя на второй скорости соединяют проводником средние гнезда колодки.

Исправный стеклоочиститель должен работать на первой и второй скоростях. Число двойных ходов в минуту на малой скорости не более 45, а на большой скорости — не менее 50. Потребляемая сила тока не более 3,2 А.

Исправность переключателя проверяют лампой от аккумуляторной батареи.

При исправном реле контрольная лампа будет мигать с частотой 7—19 циклов в минуту. Для регулировки частоты смыкания и размыкания контактов прерывателя реле подгибают в ту или иную сторону верхнюю пару неподвижных контактов реле. В нерабочем состоянии зазор между якорьком и сердечником реле должен быть 1 мм, а при замкнутых нижних контактах — 0,4 мм.

На автомобилях ВАЗ -2108, -2109 нарушение работы стеклоочистителя и омывателей может вызываться неисправностью различных реле. Реле типа 52.3747 управляет работой электродвигателя стеклоочистителя. Работой этого реле управляет электронная схема. Для проверки реле на автомобиле подсчитывается количество циклов (двойных ходов) щеток стеклоочистителя в минуту. При работающем двигателе, исправном электродвигателе моторедуктора и температуре окружающей среды 15—25 °С реле должно обеспечивать 10—18 циклов в минуту, а также включение очистителя на малую скорость при включении омывателя. После выключения смыва лобового стекла реле должно обеспечить 2—4 цикла работы стеклоочистителя. Для проверки реле собирают схему, показанную на рис. 264, а. При разомкнутых выключателях контрольная лампа не должна гореть. Для проверки реле в режиме прерывистой работы замыкают выключатель, при этом лампа должна замигать. При замыкании выключателя лампа должна загореться, а после выключения должна гореть несколько секунд.

Реле 45.3747 времени стеклоомывателя проверяется по схеме, показанной на рис. 5, б. Замыкают и сразу размыкают цепь выключателем. После того как загорится контрольная лампа, секундомером измеряется время до выключения лампы. Оно должно составить (5±0,6) с. Для измерения силы тока, потребляемого реле, замыкают цепь выключателем, а затем включают и сразу выключают. Во время горения лампы амперметр должен регистрировать силу тока не более 0,18 А.

На некоторых автомобилях ВАЗ устанавливается реле включения очистителей фар типа 112.3747, которое проверяется так же, как и реле 111.3747.

Техническое обслуживание стеклоочистителей. При ТО-2 смазывают 5—8 каплями масла все шарнирные соединения тяг привода щеток. При необходимости в редуктор стеклоочистителя добавляется смазка ЦИАТИМ -201 или -202.

Источник: stroy-technics.ru

Добавить комментарий

Adblock
detector