Сигнализатор аварийного состояния рабочей тормозной системы

Что делать, если горит лампа тормозной системы

На приборную панель автомобиля выведены датчики и сигнальные лампы, по которым осуществляется контроль работы двигателя авто и ряда иных систем, отвечающих за безопасность движения. К таким относится и сигнальная лампа тормозной системы. При включении зажигания эта лампа загорается, но после запуска мотора – гаснет, что и указывает на нормальное состояние тормозной системы.

Но водители сталкиваются с такой проблемой, когда сигнальная лампа тормозов загорается во время движения. Причем гореть она может постоянно, миганиями (бессистемными), только при выжиме педали тормоза. А это уже может частично указать, где искать причину такого поведения сигнальной лампы.

Почему горит индикатор тормозов?

Но начнем с особенностей конструкции сигнализации тормозной системы. Ранее на автомобилях использовался только один датчик – уровня тормозной жидкости в системе, который и подавал сигнал на контрольную лампу. Поскольку жидкость – основной рабочий элемент системы, и ее утечка приводит к прекращению работы тормозов, то естественно, конструкторы установили датчик для контроля за уровнем.

Дополнительно на авто имеется и стояночный тормоз, за использованием которого водитель следит обязательно. На одних моделях сигнальные лампы рабочей и стояночной систем разделены. Сигнальная лампа с восклицательным знаком в кружке отвечает за уровень жидкости, а индикатор, обозначенный буквой «Р», сигнализирует о задействованном ручнике, и отключается она после снятия авто с ручного тормоза.

Но нередко на авто установлена только одна сигнальная лампа, к которой «привязаны» и датчик уровня жидкости, и датчик включения ручника.

В современных авто используются схемы, в которые дополнительно включены датчики степени износа тормозных колодок и лампы стоп-сигналов. Поломка этих элементов приводит к загоранию лампы на приборной панели.

Есть и иные нюансы конструкции, которые становятся причиной светящегося индикатора. На моделях ВАЗ 10-го семейства первых годов выпуска в схему включалось реле защиты стартера, которое принудительно отключало его после запуска мотора. В такой схеме конструкторы цепь питания лампы тормозной системы подключили к этому реле. В результате при поломке реле лампа начинает постоянно гореть. Конструктивных нюансов много. И чем сложнее схема, тем труднее выявить причину поломки.

Из-за чего же на приборной панели загорелась или не гаснет после запуска двигателя сигнальная лампа тормозной системы? Если это произошло в движении, то лучше прекратить движение и провести диагностику. В случае же, когда лампа не гаснет после запуска мотора, то лучше не выезжать до устранения проблемы.

Что делать, если горит лампа тормозов на панели приборов?

Проверяем механическую составляющую

Самостоятельная диагностика – операция простая. Делится она на две составляющие – механическую и электрическую. Первая – очень важна, поскольку оценивает состояние привода тормозной системы и определяет ее работоспособность.

Сводится проверка механической составляющей к оценке уровня тормозной жидкости в бачке и состояния магистралей привода и компонентов системы – главного тормозного цилиндра и рабочих механизмов.

Тормозной бачок располагается в подкапотном пространстве, справа возле заднего щита моторного отсека. Найти его несложно, поскольку к крышке бачка подходит два провода.

При проверке отсоединяем провода и откручиваем крышку, чтобы определить уровень тормозной жидкости. На стенках бачка расположены метки, по которым и можно понять, сколько жидкости осталось. Нормальным считается уровень выше средины между метками.

Снижение ниже отметки «Min» указывает на утечку жидкости. Поэтому следующий этап — проверка магистралей и тормозных механизмов. Для этого осматриваем колеса с внутренней стороны. Если находим утечку жидкости с механизмов, то на дисках видим подтеки.

Для дополнительной проверки заводим авто и пару раз нажимаем на педаль тормоза, после чего откатываем машину и осматриваем поверхность земли на наличие следов вытекающей жидкости, проверяем уровень жидкости. Если она обнаружена – тормозная магистраль повреждена, при этом количество жидкости снизится.

При утечках тормозной жидкости эксплуатация авто недопустима, поскольку машина лишена тормозов. Лучшим вариантом в этом случае является вызов эвакуатора для доставки авто к месту ремонта. Но если опыта вождения достаточно, то добираемся на СТО или в гараж самостоятельно. Тормозные системы автомобилей обычно имеют два контура, и при пробое магистрали одного из них, второй продолжает работать. Но ввиду того, что эффективность тормозов на авто с поврежденной магистралью сильно снижается, двигаться нужно на небольшой скорости и с включенной аварийной сигнализацией.

Иногда возникает проблема с загорающейся сигнальной лампой при нажатии на педаль тормоза. Причина этого кроется в двух факторах – низком уровне жидкости в бачке и изношенных колодках дисковых тормозов. При торможении жидкость перетекает в рабочие цилиндры и количество ее в бачке падает ниже критической отметки, поэтому лампа и загорается. Лечится это установкой новых колодок и доливкой жидкости в бачок.

Проблемы с электрической составляющей

Если при осмотре выявлено, что магистрали и рабочие элементы системы не подтекают, то причину ищем в электрической составляющей. А поскольку она выполняет сигнальную функцию, то эксплуатация авто продолжается в обычном режиме. Но затягивать с выявлением и устранением проблемы не стоит, поскольку в этом случае сигнальная лампа не сработает при серьезной неисправности – утечке жидкости.

А проблемы с электрической частью возникают в:

  • датчике уровня жидкости;
  • датчике включения сигнала ручника;
  • лампах стоп-сигнала;
  • датчиках степени износа тормозных колодок.

Причиной становится и проводка, которая ведёт к перечисленным элементам.

Неисправность датчика уровня жидкости возникает при окислении контактов, к которым подключается проводка, и в пробое поплавка (если он пустотелый). В первом случае теряется контакт между датчиком и проводкой, что и приводит к загоранию лампы. Для устранения зачищаем соединения. Во втором случае трещина в поплавке приводит к его наполнению жидкостью, из-за чего он погружается и замыкает контакты. В этом случае придется заменить крышку вместе с бачком и поплавком.

Проверить работоспособность датчика ручника несложно. Но для этого его нужно сначала обнаружить. Для проверки ставим авто на стояночный тормоз, после чего понажимаем на выступающий шток датчика, следя за лампой. Если она при нажатии штока гаснет, причина кроется не в этом датчике.

В процессе поиска проверяем работоспособность стоп-сигналов. Для этого просим помощника выжать педаль газа, а сами осматриваем фонари. Перегоревшая лампа запросто может стать причиной горящей сигнальной лампы.

Что касается датчиков износа колодок, то причина обычно кроется не в них самих, а в толщине фрикционных накладок. Меняем колодки, чтобы проблема решилась.

Напоследок отметим, что это основные причины горящей сигнальной лампы тормозной системы. Но в процессе поиска причины не лишним будет изучение схемы электропроводки, чтобы понять, что входит в схему и определить круг элементов, которые необходимо проверить.

Видео: Загорелась аварийная лампа тормозов


Источник: avtocity365.ru

Сообщества › Лада Приора (Lada Priora Club) › Блог › Моргает датчик аварийного состояния тормозной системы.

Доброго времени суток, приороводы! Появилась проблема, загорается лампочка “(!)” на приборке. Загорается она не всегда, а только во время разгона на 1-2 и очень редко 3 передаче и только при первых минутах езды после длительной стоянки. Тормозит так же как и раньше и при торможении датчик не горит, даже если тормозить интенсивно. Куда копать?

Смотрите также

Комментарии 28

Поменяй крышку бачка тормозной жидкости — он же датчик, и проблема решится, точно, такое же было, стоит до 150р,
замена 2 минуты

У меня на той неделе такая фигня была (уровень ТЖ на МАХ) поменял датчик и все ништяк стало) Но вот с Chaika002 соглашусь про колодки, если с колодками связано, то как будешь новые ставить ты открой сперва крышку на бачке тж и поршень легко вдавится, ибо суппорт не поставишь с новыми колодками (идеально будет если таким ключом вдавливать будешь e-a.d-cd.net/e88894s-480.jpg )

Я как-то по незнанию одеяло зимой накинул сверху на бачок с тормозухой, у меня датчик и запищал. Оказалось зазор между обшивкой капота и датчиком тормозной жидкости не велик и одеялом его замыкало через резиновый пыльник сверху.

Уровень и колодки!А жидкость не стоит если только ради того чтобы лампочка погасла, не даром он называется компенсационным бачкам. Колодки тоже посмотри, колодки износились цилиндры вышли больше жидкость из бочка ушла…

была у меня такая история, так причина была в том, что под резинкой на датчике круглая пластина которая замыкает контакты, отпаялась от самого штока и была в свободном плавании, а чудо прибор паяльник всё исправил

Уровень смотреть в первую очередь, если не поможет, то смотреть датчик.
Вроде понятно написал)

ничего менять не нужно1 такая же хрень была) долго ломал голову!1 =) сверху на крышке тормозного бачка есть резиновая крышечка, открой ее и ты поймешь почему загорается лампочка!
Выйми полностью поплавок, и укороти резиновую трубочку которая как “хлорочка” надета на шток поплавка и будет тебе счастье) без лишних затрат)

Читайте также:  Троит двигатель 124 ваз

когда ускоряешься и тормозишь жидкость переетикакает в перед назад и от этого и загорается( долей и все пройдет ) и послушай nplnsk он реальную вещь говорит если минимум то надо искать причину куда делось(

Со временем испариться не могла? Пробег 48 с копейками, жидкость с завода

нет) если минимум то надо долить эта лампа для того там и стоит чтоб не про… ь вспышку )))) если дальше будешь ездть а жидкость всетаки утекает то лампа всегда будет гореть(

Со временем испариться не могла? Пробег 48 с копейками, жидкость с завода

Уровень убывает из за износа тормозных колодок.

у меня было так 3 раза, из трех 2 раза датчик мозги клепал, на третий жидкость чуть ушла, доливал два раза, подтеков и течи небыло(в главный тормозной не заливало), итог-колодки поистерлись…

залей до максимума, дальше видно будет

дак тут вроде бы 2 варианта: неисправность датчика либо недостаточно тормозной жидкости

Слышал что проблема может быть с абс, может?

там датчик то простой. Никак с абс не связан. Тупо поплавком замыкает два конца и все, простая механика. С АБС никак не завязан! Проверяй сам датчик. Я один раз тормозуху заливал и сместил поплавок на игле этой, и датчик постоянно замкнут был.

открыть капот и проверить уровень тормозухи не охота?

Первым делом, в норме.

открыть капот и проверить уровень тормозухи не охота?

Ну по идее в норме, близок к минимальной отметке если быть точным

Долей и забудь а еще ищи утечку

Ну по идее в норме, близок к минимальной отметке если быть точным

близок к минимальной то норма? у меня чуть максимума падает, уже при торможении загорается (!) ДОЛЖЕН быть на максимуме

Проблема в том, что у меня заграется не при торможении

А при выжимании сцепы

При выжимании сцепы все норм, может из-за износа сцепы быть?

нет из-за износа сцепления быть не может.
но как то оно связано не разобрался…
когда глючит датчик, то повторить его мигание можно выжимая отпуская сцепление…
еще если по городу активно рулить 30-40 минут или больше появляется — я так понимаю это тормозуха сильно нагревается.
еще было когда левым колесом хорошо по неровностям прошелся на скорости то минут 20 мне мограл.
в прошлом году в осене-весение периоды моргал даже с самого утра…
сырая погода — влага.

Тормоза работают исправно, шланги целые, уровень жидкости как столб )… последние полгода он редко помигивает и как правило после активной езды.

Источник: www.drive2.ru

Сигнализатор аварийного состояния рабочей тормозной системы

Одним из способов повышения надежности любого объекта является внедрение в его структуру систем, своевременно выдающих информацию о его работоспособности.

Тормозное управление современных автомобилей, согласно действующим международным и отечественным регламентам, должно иметь системы, обеспечивающие:
– сигнализацию аварийного состояния рабочей тормозной системы, т. е. автоматическое оповещение водителя об ее отказе;
– контроль рабочей тормозной системы, заключающейся в возможности проверки водителем ее состояния в любой момент времени.

Системы сигнализации и контроля начинают функционировать при включении замка зажигания или центрального включателя; их не допускается совмещать с системами сигнализации и контроля других агрегатов (можно использовать лишь общий источник питания). Для гидравлических приводов разрешено иметь общий сигнализирующий элемент (лампочку или зуммер) для сигнализации и контроля.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Наиболее частым отказом в тормозных системах является нарушение герметичности приводных магистралей, поэтому основной задачей системы сигнализации считают подачу сигнала об отказе какого-либо контура тормозного привода. Стандарты предписывают такому сигналу быть световым или звуковым. Световой сигнал (обязательно красного цвета) может быть постоянным или прерывистым. В последнем случае частота миганий должна лежать в пределах от 1 до 2 Гц. И звуковой, и световой сигналы должны легко различаться водителем с рабочего места в любых условиях эксплуатации. Это требование делает звуковой сигнал предпочтительным, потому что в современных сложных условиях движения поток информации, который поступает в мозг водителя через его глаза, чрезмерно велик, и оптический сигнал или может остаться незамеченным, или же отвлечет внимание водителя от дороги.

Сигнал об отказе должен подаваться водителю не позднее момента нажатия им на тормозную педаль. Практически это означает, что между моментом возникновения неисправности и моментом, когда водитель об этом узнает, может пройти значительный промежуток времени, во время которого движущийся автомобиль будет представлять собой повышенную опасность. Конечно, подача сигнала в момент возникновения неисправности была бы идеальной, однако в подавляющем большинстве современных тормозных приводов это осуществить непросто (как, например, зафиксировать разрыв тормозного шланга, ведущего к тормозной камере, если давление в соответствующем трубопроводе при отпущенной педали равно атмосферному?). Есть и другие соображения, говорящие о допустимости подачи сигнала в момент торможения, первого после возникновения неисправности: во-первых, большинство таких отказов возникает в процессе торможения, когда нарастающее давление рабочего тела разрывает какой-либо ослабевший элемент, и сигнал водителю подается фактически в момент отказа; во-вторых, подавляющее большинство торможений — служебные и, следовательно, вероятность того, что первое после отка-, за торможение потребует максимальной эффективности, мало. А это значит, что водитель сможет затормозить автотранспортное средство сохранившим работоспособность контуром.

Все эти рассуждения относятся к участку тормозного привода от органа управления до исполнительных органов привода. В пневматических тормозных системах имеется еще одна часть привода — от ресиверов до тормозного крана. У готового к работе автомобиля этот участок постоянно находится под давлением, соответствующим запасу сжатого воздуха. Система сигнализации должна подавать звуковой сигнал при падении давления в этой части привода ниже &5% номинального значения (под номинальным значением давления здесь следует понимать его величину, определяемую регулятором давления).

В тормозных системах с гидравлическим тормозным приводом сигнал неисправности обычно подается за счет возникающей при торможении разности давлений в исправном и неисправном контурах.

Один из вариантов соответствующего датчика показан на рис. 2. Корпус датчика, заглушки и ползун образуют рабочие полости, соединенные соответственно с контурами I и II привода. Отказ одного из контуров (например, II) ведет к тому, что при торможении сила давления в левой полости 7 перемещает вправо ползун. Последний утапливает фиксирующий шарик, опуская при этом шток 6, который и замыкает контакты пружинного выключателя.

Одним из требований стандарта является обязательное применение системы сигнализации об аварийном падении уровня тормозной жидкости в ее резервуарах, если визуальный контроль затруднен. В таких резервуарах датчиками уровня обычно служат поплавки.

В гидравлических приводах, где главный тормозной цилиндр в отторможенном состоянии сообщается с колесными цилиндрами (например, при использовании дисковых тормозов), сигнализация об уровне жидкости может срабатывать при разгерметизации привода в любом месте и в момент возникновения отказа.

Система контроля пневматического привода на участке от ресивера до тормозного крана осуществляется постоянно с помощью манометров. На участке от тормозного крана до камер предписывается устанавливать специальные устройства, позволяющие подключать аппаратуру для стационарного контроля.

Рис. 2. Датчик выхода из строя гидравлического тормозного привода, работающий по разности давления в контурах привода

В гидравлических тормозных приводах системы сигнализации и контроля могут быть совмещены: нажатие на педаль стоящего автомобиля позволяет с помощью системы сигнализации проконтролировать, исправен ли тормозной привод.

В последние годы появилась необходимость введения на автомобилях с гидравлическим приводом системы контроля износа трущейся пары тормозных механизмов, если последние не оборудованы автоматическим регулятором зазоров. Такие системы используют металлический контакт, установленный на заданной глубине в тормозной накладке. По мере ее износа контакт приближается к поверхности барабана или диска и, наконец, касаясь ее, включает электрическую цепь. Нетрудно заметить, что такая система контроля является одновременно и системой сигнализации.

Источник: stroy-technics.ru

Датчик уровня тормозной жидкости

Тормозная жидкость используется в системе экстренной и штатной остановки автомобиля во время движения.

Для контроля уровня этой жидкости предназначен датчик уровня. От его исправности зависит надежность системы предупреждения об аварийной ситуации в системе торможения.

Большинство датчиков уровней различных жидкостей построено по поплавковому типу.

Поплавок движется по направляющей или на штоке в соответствии с уровнем тормозной жидкости. Если уровень жидкости уменьшается, поплавок смещается вниз. При достижении критически минимального уровня тормозной жидкости контакты датчика размыкаются, и на приборную панель (систему управления кузовом, бортовой компьютер, блок управления двигателем, блок АБС) поступает сигнал о низком уровне тормозной жидкости.

Читайте также:  Таблица типовых параметров для двигателей 21124

Срабатывает система оповещения водителя о критически низком уровне тормозной жидкости. В некоторых авто предусмотрено блокирование работы двигателя.

Большинство датчиков уровня срабатывают «на размыкание» контактной группы. Это увеличивает надежность контрольной системы на случай повреждения электропроводки (обрыва).

В качестве контактной группы (системы контроля) используются:

  • традиционные электрические контакты, выполненные из латуни, бронзы или меди;
  • герконы;
  • оптоэлектронные средства контроля с электронной системой;
  • ультразвуковые объемные датчики.

Геркон представляет контактную группу, заключенную в герметичный корпус. Этим достигается повышенная надежность срабатывания контактов в условиях повышенной агрессивности паров тормозной жидкости. Геркон имеет на порядок больший срок эксплуатации по сравнению с традиционной контактной группой.

Он срабатывает при помещении в его зону контроля постоянного магнита. Магнит крепится на поплавок. При уменьшении уровня тормозной жидкости магнитик входит (или наоборот уходит) в зону срабатывания геркона. Его контакты размыкаются, индикаторная система срабатывает.

Оптоэлектронные датчики уровня, использующие систему светодиод-фотодиод как средства контроля уровня тормозной жидкости, сейчас применяются крайне редко. Такие датчики показали недостаточную надежность в транспортных средствах.

Ультразвуковые объемные датчики контроля уровня жидкости находят применение в авиастроении, когда летающее транспортное средство может резко изменять положение относительно горизонта. Есть практика применения таких датчиков в гоночных автомобилях (при больших боковых ускорениях жидкость смещается в сторону, обратную от направления поворота).

Основные причины неисправности датчиков уровня тормозной жидкости

Наиболее вероятные причины отказа датчиков уровня:

  • нарушение контактов в результате процессов оксидации, электролиза, нарушения контактов в разъеме;
  • залипание штока поплавка;
  • нарушение герметичности поплавка;
  • механическое повреждение;
  • отказ электронной системы датчика (для электронных датчиков);
  • разгерметизация геркона.

Признаки неисправности датчиков

Основные признаки неисправности датчика:

  • срабатывает индикация тормозной жидкости при нормальном уровне «тормозухи»;
  • не срабатывает индикация при критическом уровне;
  • появляется сообщение об ошибке датчика.

В случае появления перечисленных признаков следует немедленно приступить к устранению неисправности.

Последовательность проверки датчика уровня тормозной жидкости

Для того чтобы проверить систему контроля уровня тормозной жидкости следует:

  • Заправить «тормозуху» до максимального уровня (показан на бачке).
  • Установить поплавок и разъемы датчика на штатное место.
  • Включить зажигание.
  • Снимать-устанавливать разъем датчика. При исправной проводке индикаторная лампа на приборной панели (сообщение бортового компьютера) должно появляться-исчезать.
  • Снять разъем. Замыкать-размыкать контакты разъема при помощи перемычки (можно в случае обычных контактных датчиков использовать канцелярскую скрепку). Сообщения о критическом уровне также будут появляться-исчезать.
  • Демонтировать поплавок с датчиком, установить разъем. Вручную поднимать-опускать шток с поплавком. Сообщения о критическом уровне должны появляться-исчезать.
  • Выключить зажигание. Снять разъем. Щупы мультиметра в режиме измерения сопротивления (или прозвонки) соединить с контактами разъема датчика. При вертикальном перемещении штока поплавка контакты должны замыкаться-размыкаться, что будет показывать мультиметр. В некоторых датчиках для увеличения информативности в цепь последовательно установлен резистор сопротивлением около 1 килоОм. В этом случае мультиметр следует установить на предел измерения сопротивления 2К.

В электронных датчиках проверка при помощи мультиметра и простым отсоединением разъема неэффективна. Для контроля лучше использовать заведомо исправный датчик уровня, временно подключая его на место неисправного.

Помните, от исправности тормозной системы, в том числе и датчика уровня жидкости, зависит жизнь участников дорожного движения!

Источник: zapchasti.expert

Системы световой сигнализации и сигнализации тормозного управления

Система световой сигнализации

Система световой сигнализации (рис. 7-26) предназначена для оповещения других участников движения об изменении направления движения, о торможении, наличии прицепа, а также для информирования водителя о включении блокировки дифференциалов.

Система световой сигнализации состоит из сигнализации поворота, сигнализации торможения, сигнализации движения задним ходом, сигнализации автопоезда, сигнализации блокировки дифференциалов.

Сигнализация поворота служит для подачи прерывистого светового сигнала при повороте машины или аварийной остановке.

Основными элементами сигнализации поворота являются (рис. 7-26):

-сигнальные лампы, установленные в передних (Е31, Е33), задних (Е7, Е20) фонарях и боковых повторителях (Е3, Е30);

– прерыватель указателей поворота РС951-А V3;

– контрольные лампы указателя поворота автомобиля и прицепа, расположенные в блоке Н3;

– переключатель указателей поворота (является частью комбинированного переключателя S22 );

– выключатель аварийной сигнализации S14;

– предохранитель плавкий на 6 А ПР119-01 F4.

Включение сигнализации поворота осуществляется комбинированным переключателем S22 при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Прерывистое свечение сигнальных ламп обеспечивается контактно-транзисторным прерывателем указателей поворота V3, установленным в цепи питания сигнальных ламп. О работе сигнализации поворота свидетельствуют контрольные лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке контрольных ламп Н3.

В передних фонарях для сигнализации о повороте используется верхняя секция с рассеивателем оранжевого цвета и лампой А24-21. В задних фонарях для сигнализации о повороте используется наружная секция также с рассеивателем оранжевого цвета и лампой А24- 21 .

Рис. 7-26. Система световой сигнализации

Боковые повторители указателей поворота устанавливаются на левой и правой съемных накладках кабины. Боковой повторитель (рис. 7-27) состоит из пластмассового основания 1, в который вмонтирован патрон 2 лампы, лампы 3 типа А24-5, резиновой прокладки 4 и рассеивателя 5 оранжевого цвета.

Прерыватель указателей поворота (рис. 7-28) (тип РС951-А, контактнотранзисторный, со встроенной электронной защитой от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп) предназначен для обеспечения прерывистого свечения сигнальных ламп при сигнализации поворота и аварийной остановки с частотой 90 ± 30 раз в минуту.

Рис. 7-28. Электрическая схема прерывателя указателей поворота РС951-А

Прерыватель работает в двух режимах: сигнализации направления поворота и сигнализации аварийной остановки.

Рис. 7-27. Боковой повторитель указателей поворота УП101-В

Первый режим задается при включенном выключателе приборов и стартера и переключателе указателей поворота и обеспечивает мигание сигнальных ламп левого или правого борта в зависимости от положения переключателя.

Включение режима аварийной сигнализации осуществляется выключателем аварийной сигнализации S14 (см. рис. 7-26). При этом к прерывателю подключаются сигнальные лампы обоих бортов автомобиля и прицепа одновременно, минуя выключатель приборов и стартера и переключатель указателей поворота.

При включении аварийной сигнализации одновременно с сигнальными лампами мигает лампа, вмонтированная в рукоятку выключателя аварийной сигнализации, что свидетельствует о ее включении. Контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не включаться.

Розетка прицепа Х33 служит для коммутации систем сигнализации тягача и прицепа. На автомобиле установлена семиконтактная розетка прицепа ПС300-АЗ на задней поперечине рамы на кронштейне.

Сигнализация торможения предназначена для подачи светового сигнала о торможении машины и состоит из выключателя сигналов торможения S5; реле сигналов торможения К5; сигнальных ламп А24-21, установленных в задних фонарях (Е7, Е20).

При нажатии водителем на педаль тормоза верхнее плечо педали, перемещаясь назад, освобождает шток выключателя сигналов торможения S5, что приводит к замыканию его контактов. При этом срабатывает реле сигналов торможения К5 и включаются сигнальные лампы в задних фонарях.

Сигнализация движения задним ходом предупреждает других водителей о том, что в коробке передач включена передача заднего хода и автомобиль движется или готовится к движению задним ходом. К ней относятся: фонарь заднего хода 2112.3711-01 (см. рис. 7-26 поз. Е10), установленный под задним левым фонарем, и включатель фонаря заднего хода ВК403Б S1, установленный в коробке передач. Устройство фонаря аналогично ранее рассмотренным, в фонаре применяется рассеиватель белого цвета и лампа А24-21. Автомобиль может оборудоваться фарой заднего хода Е8, предназначенной, кроме указанного выше, для облегчения ориентации водителя при движении задним ходом в темное время суток. Устанавливается фара на задней поперечине рамы и подключается к включателю S1, аналогично фонарю заднего хода.

Сигнализация автопоезда предназначена для информирования других участников движения о приближении длинномерного транспортного средства. К ней относятся: 3 фонаря автопоезда УП101-В (см. рис. 7-26 поз. Е13), установленные на крыше кабины, и выключатель фонарей автопоезда 3812.3710-02.38 S12, расположенный на панели щитка приборов (рис. 1-27, поз. 23). Устройство фонаря аналогично устройству бокового повторителя указателей поворота (см. рис. 7-27).

Сигнализация блокировки дифференциалов предназначена для напоминания водителю о том, что межосевой и (или) межколесные дифференциалы находятся в заблокированном состоянии, что недопустимо при движении в хороших дорожных условиях.

Сигнализация блокировки дифференциалов включает в себя: включатели сигнализаторов блокировки межколесных дифференциалов S2, S3 (см. рис. 7-26), включатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала S4, сигнализаторы в блоке Н3. Совместно с данной системой работает звуковой реле-сигнализатор Н2 и диоды с защитным корпусом VI2, V13.

На рис. 7-26 показана цепь включения блокировки межколесного дифференциала, для этого используется выключатель S17, расположенный на панели выключателей (рис. 1-30, поз. 1) и электромагнитный клапан Y1, расположенный в левом лонжероне рамы.

Привод блокировки межосевого дифференциала пневматический.

Сигнализаторы блокировки дифференциалов подключены к бортовой сети через предохранитель на 8 А блока F3.

Система сигнализации тормозного управления

Система сигнализации тормозного управления предназначена для информирования водителя об аварийном падении давления в тормозных контурах.

Рис. 7-29. Система сигнализации тормозного управления

Читайте также:  Ликви моли промывка двигателя профи отзывы

Система (рис. 7-29) состоит из пневматических включателей сигнализаторов падения давления в I, II, III, IV тормозных контурах ( В6, В5, В4, В13 соответственно), сигнализаторов в блоке Н1, включателя сигнализатора стояночного тормоза В12, реле-прерывателя сигнализатора стояночного тормоза К2, предохранителя на 8 А в блоке F3. Также с данной системой совместно работают: реле сигналов торможения К5 и звуковой реле-сигнализатор Н2.

На рис. 7-29 система изображена в исходном положении, т. е. при неработающем двигателе и отсутствии воздуха в системе, при этом контакты включателей замкнуты. После пуска двигателя в начальный момент контрольные лампы включены, а реле-сигнализатор издает звук частотой 200 Гц.

При увеличении давления воздуха в контурах тормозного привода до величины 480-520 кПа (4,8-5,2 кгс/см 2 ) контакты включателей размыкаются – лампы и реле-сигнализагор выключаются.

Аналогичным образом данная система вступает в работу при аварийном падении давления в любом тормозном контуре.

При включении стояночной тормозной системы замыкаются контакты включателя В12, установленного в III контуре пневмопривода тормозов, и включается сигнализатор в блоке H1. В цепи питания лампы сигнализатора стояночного тормоза установлен реле-прерыватель К2, вследствие чего лампа светится прерывисто. Одновременно через реле К5 замыкается цепь ламп сигналов торможения задних фонарей.

Одновременно при включении стояночной тормозной системы срабатывает реле сигналов торможения К5, так как вывод “86” обмотки реле К5 соединяется с корпусом автомобиля. Срабатывание реле К5 приводит к включению ламп сигналов торможения задних фонарей. Лампы находятся во включенном состоянии до тех пор, пока замкнуты контакты включателя В12 и включен выключатель приборов и стартера.

Блоки контрольных ламп приведены на рис. 1-27.

Источник: www.remkam.ru

Датчик аварийного уровня тормозной жидкости

Главный тормозной цилиндр снабжен датчиком аварийного уровня тормозной жидкости. При понижении уровня тормозной жидкости этот датчик включает контрольную лампу в комбинации приборов. После устранения причины лампа гаснет.

Проверка и определение неисправностей

Проверка тормозной системы

Работоспособность тормозной системы проверяют на сухом, чистом и относительно гладком и ровном участке дороги. Проверку действительной эффективности работы тормозов невозможно провести при мокром, грязном, скользком состоянии дорожного покрытия, когда шины имеют неодинаковое сцепление с дорожным полотном. Проверка тормозов даст неправильные результаты также и в том случае, если имеется уклон дороги, так как вес автомобиля неравномерно распределен между колесами, или при неровной поверхности, когда колеса прыгают по поверхности. Проверьте эффективность торможения при различных скоростях движения автомобиля, при легком и сильном нажатии на педаль тормоза, однако, избегайте заклинивания тормозов и скольжения шин. Заклинивание тормозов и скольжение шин не являются признаком хорошей эффективности торможения, т.к. при вращении колес тормозной путь будет короче, чем когда колеса заблокированы. Сила трения между шинами и дорожным покрытием больше, если они вращаются, но сильно заторможены. Конструкция тормозной системы предотвращает заклинивание тормозов, за исключением очень резкого торможения.

Это сделано потому, что наименьший тормозной путь и лучшая управляемость автомобиля достигается тогда, когда не происходит блокирования тормозов. При резком торможении автомобиля возможно ощущение больших усилий, прикладываемых к тормозной педали.

Факторы, влияющие на работу тормозов

Неодинаковая поверхность контакта и сила сцепления шин с дорожным покрытием приводят к неравномерному торможению, а рисунки протектора на левой и правой шинах должны быть примерно одинаково изношены.

2. Загрузка автомобиля.

При неравномерной загрузке автомобиля для торможения колес с большей нагрузкой требуется большее усилие. Тяжело груженый автомобиль требует приложения большего усилия к тормозам.

3. Регулировка колес.

Плохая регулировка колес, в особенности излишний развал или схождение, приводят к неравномерному торможению.

Контрольная лампа тормозной системы

Тормозная система автомобиля оборудована контрольной лампой, расположенной в комбинации приборов. Если ключ зажигания находится в положении Start, контрольная лампа тормозной системы должна гореть. При возврате ключа зажигания в положение Run лампа должна погаснуть. Следующие причины приводят к загоранию контрольной лампы Brake тормозной системы.

1. Включенный стояночный тормоз. Если стояночный тормоз включен, и ключ зажигания находится в положении On, контрольная лампа должна гореть.

2. Низкий уровень тормозной жидкости. Низкий уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра приводит к загоранию контрольной лампы Brake.

Утечки в тормозной системе

При двигателе, работающем на частоте вращения холостого хода, и рычаге переключения передач, находящемся в нейтральном положении, нажмите и удерживайте с постоянным усилием педаль тормоза в нажатом состоянии. Если педаль начинает проваливаться, это говорит о возможной утечке в тормозной системе. Для подтверждения этого предположения осмотрите тормозную систему. Проверьте уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Небольшое понижение уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра может быть результатом большого износа тормозных колодок, резкое понижение уровня тормозной жидкости свидетельствует о наличии утечек в тормозной системе. Негерметичности в тормозной системе могут быть как внешние, так и внутренние. При проверке тормозной системы небольшие утечки могут быть не обнаружены. Если уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра нормальный, проверьте длину штока вакуумного усилителя. Если длина не отрегулирована, отрегулируйте или замените шток. Проверьте регулировки гидравлического и стояночного тормозов.

Проверка главного тормозного цилиндра

Эта проверка не гарантирует обнаружение всех неисправностей главного тормозного цилиндра.

1. Проверьте наличие трещин в корпусе главного тормозного цилиндра и следов утечки жидкости вокруг цилиндра. Об утечках свидетельствует только наличие жидкости в количестве не менее капли. Влажное состояние поверхности цилиндра не является ненормальным.

2. Проверьте отсутствие заедания хода толкателя педали тормоза и правильность регулировки длины штока. Если состояние этих элементов удовлетворительное, разберите главный тормозной цилиндр и проверьте состояние уплотнительных колец поршней. Они не должны быть набухшими или вытянутыми. Набухшие или вытянутые уплотнительные кольца свидетельствуют о плохой или загрязненной тормозной жидкости. Если в тормозную жидкость попала грязь, все компоненты тормозной системы должны быть разобраны и очищены от грязи. Все резиновые детали должны быть заменены, а все трубопроводы промыты.

Загрязненная тормозная жидкость или жидкость плохого качества

Тормозная жидкость несоответствующей марки, наличие в тормозной жидкости минеральных масел или воды могут привести к закипанию тормозной жидкости или повреждению резиновых деталей гидравлического привода тормозной системы.

Набухание уплотнительного кольца свидетельствует о неудовлетворительном состоянии резиновых деталей тормозной системы. Об этом могут также свидетельствовать разбухшие уплотнительные кольца поршней рабочего тормозного цилиндра барабанного тормоза. Если очевидно, что резиновые детали находятся в неудовлетворительном состоянии, разберите систему гидравлического привода тормозов и промойте детали спиртом. Перед сборкой просушите все детали сухим сжатым воздухом для того, чтобы спирт не попал в гидравлическую систему тормозов. Замените все резиновые детали гидравлического привода, включая тормозные шланги. При работе с тормозами проверьте наличие тормозной жидкости на накладках тормозных колодок. Если накладки сильно загрязнены тормозной жидкостью, замените их.

Если уплотнения поршней главного тормозного цилиндра находятся в удовлетворительном состоянии, проверьте на наличие утечек тормозной жидкости или излишний нагрев главного тормозного цилиндра. Если эти симптомы присутствуют, слейте жидкость из тормозной системы, промойте гидравлический привод свежей тормозной жидкостью, заполните тормозной жидкостью и прокачайте гидравлический привод тормозной системы.

Обслуживание тормозной системы на автомобиле

Датчик стоп-сигнала

При замене датчика стоп-сигнала не увеличивайте длину толкателя для регулировки датчика. Длина толкателя регулируется в соответствии с другими требованиями. См. главу «Вакуумный усилитель тормозов».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если для регулировки работы датчика стоп-сигнала использовать регулировку длины толкателя педали тормоза, то толкатель может выпасть, что приведет к полному отказу гидравлического привода тормозной системы.

Для регулировки датчика стоп-сигнала конструкцией датчика предусмотрена собственная пошаговая регулировка. Регулировка датчика должна быть произведена во время его установки.

Снятие

1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

2. Снимите декоративную панель.

3. Отсоедините разъем от датчика стоп-сигнала.

4. Снимите датчик стоп-сигнала. Проверните датчик на 90° и извлеките из кронштейна.

Установка

1. Установите датчик стоп-сигнала в кронштейн, поверните на 90° для фиксации.

2. Подсоедините разъем датчика стоп-сигнала.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Не регулируйте работу датчика стоп-сигнала с помощью регулировки длины толкателя.

Регулировка

Нажмите педаль тормоза и вытяните толкатель датчика на максимальную длину. Отпустите педаль тормоза. Датчик стоп-сигнала теперь отрегулирован.

3. Установите декоративную панель.

4. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.

Проверка

Проверьте правильность работы датчика стоп-сигнала. При необходимости повторите регулировку.

ПРИМЕЧАНИЕ

Не используйте жидкости, содержащие нефтепродукты. Не используйте для хранения тормозной жидкости емкости, в которых хранились жидкости на основе нефтепродуктов, или емкости, содержащие остатки воды. Жидкости на основе нефтепродуктов приводят к набуханию и нарушению формы резиновых деталей гидравлического привода тормозной системы. Попадание воды в тормозную жидкость приводит к понижению температуры ее кипения, держите все емкости с тормозной жидкостью закрытыми для предотвращения ее загрязнения.

Источник: lektsia.com