Можно ли заряжать литиевые аккумуляторы автомобильной зарядкой

Li ion аккумуляторы: правила зарядки и эксплуатации, что недозволено созодать с литий-ионными батареями

Основная часть техники работает от Li-ion аккумов, как верно заряжать и эксплуатировать такие батареи, нужно знать любому юзеру. Устройства получили популярность за счет компактности и высочайшего уровня энергосбережения.

Что представляет собой литий-ионный аккумулятор

Литий-ионный аккумулятор представляет собой вид элемента питания (АКБ), на базе которого работает электрическая техника и электромобили. Литий – самый легкий сплав. Его химический потенциал обеспечивает лучшую характеристику плотности на единицу массы.

В отличие от устройств другого типа, литиевые аккумуляторы содержат отрицательные пластинки из железного лития. Из-за этого батареи владеют высочайшим напряжением на всех элементах. Современные батареи имеют долгий срок службы за счет возможности выдерживать огромное количество циклов заряд-разряд и отсутствия «эффекта памяти».

Заглавие «литий-ионный» вышло от главных применяемых частей:

  • литий-феррофосфат;
  • кобальтат лития;
  • литий-марганцевая шпинель.

В качестве переносчика заряда выступают положительные ионы лития, которые свободно передвигаются в кристаллической сетке материала и провоцируют нужную хим реакцию.

Схожими чертами владеют литий-полимерные аккумуляторы. Основным различием от Li-ion является отсутствие в составе водянистого электролита, также высочайшая стоимость.

Как верно заряжать Li-ion аккумулятор

При эксплуатации литий-ионных аккумов, нужно верно заряжать устройство и надзирать этот процесс. Зарядка осуществляется по специальной схеме, а контроль с помощью доп плат либо обыденного сопротивления (резистора).

Двухступенчатая схема зарядки

Двухступенчатая схема заряда является хорошим методом зарядки литиевых аккумов. В этом случае контроллер заряда имеет завышенную нагрузку, но это не сказывается на сроке службы устройства.

Выполнение первого шага зависит от того, каким током будет насыщаться устройство. Номинальная величина тока равна 0,2-0,5 С (С – емкость аккума), а мощность 12,6 вольт. Неизменный зарядный ток обеспечивается методом работы зарядного устройства (ЗУ), которое поднимает потенциалы на клеммах аккума. При отметке в 4,2 В батарея набирает 70-80% заряда, и 1-ый шаг завершается.

2-ой шаг характеризуется неизменным напряжением и равномерно снижающимся током. Устройство поддерживает потенциал на отметке 4,15-4,25 В и контролирует характеристики тока. Чем выше показатель, тем меньше становиться ток. Величина 0.05-0.01 С гласит о окончании процесса.

Как контролируют характеристики зарядки

Литиевые аккумуляторы нуждаются в контроле, потому что они работают в узеньком спектре конфигурации напряжения. Хорошим значением считается 3 – 4,2 В. Контроллер установлен в зарядном устройстве, но любая батарея имеет свои прерыватели и модули защиты. В случае нарушения какого-нибудь параметра защитная функция отключает банку и разрывает цепь.

Контроллер обеспечивает разные функции управления:

  • переводит режимы CC/CV;
  • контролирует подачу энергии в банках;
  • подает ток, компенсирующий саморазряд;
  • определяет температуру, предотвращая порчу батареи;
  • отключает зарядку.

Зарядить аккумулятор без контроллера можно, используя резистор, включенный поочередно с устройством. Собрать схему своими руками нетрудно, если за ранее будут рассчитаны сопротивление, мощность резистора и ток заряда.

Эксплуатация Li-ion батарей

Первую зарядку батареи опосля покупки новейшей техники нужно делать опосля полного разряда. Другими словами заряжать его сходу не надо, нужно довести устройство до выключения, а позже зарядить на сто процентов.

Сначала это касается телефонов и ноутбуков.

При эксплуатации устройств с литий-ионными батареями нужно смотреть за местом их нахождения. В прохладную и горячую погоду принципиально надзирать температуру батареи, не допуская перегрева (переохлаждения). Для этого есть особые программки, при помощи которых отслеживаются характеристики.

Работа при температуре выше 30°C сказывается на возможности батареи держать емкость. Уровень падает с 100% до 80%. Когда устройство на сто процентов зарядилось, следует отключать его от источника тока. В неприятном случае емкость аккума с течением времени будет понижаться, и батарея выйдет из строя.

Современные блоки питания способны минимизировать поступающий ток опосля полного заряда. Но таковая функция не дает гарантии сохранности аккума. Заряжать устройство нужно при отметке 30-50%. Неизменная полная разрядка сопровождается выделением тепла в большем объеме, это плохо сказывается на состоянии батареи.

Не стоит подключать к питанию устройства, которые работали в стрессовом режиме и получили перегрев. В этом случае нужно дождаться, пока температура снизится, и лишь опосля этого ставить заряжаться.

Очень прохладную батарею следует вынуть из техники и подогреть в руках, а потом вставить назад.

Для устройств, которые допускают извлечение батареи, хорошим решением является приобретение запасного аккума. В этом случае время работы приспособления растет в 2 раза. Когда главный аккумулятор разряжается, в устройство помещается запасной элемент. Комфортно решение для техники, которая стремительно греется, потому что сменное устройство дает время основному остыть.

Калибровка

Выделяют 2 способа калибрования:

Калибровка делается по схеме: полный разряд-полный заряд аккума. Нужна процедура для восстановления характеристик и корректной работы контроллера.

2-ой способ показывает больше инфы и дозволяет выполнить доп программные манипуляции. В остальном оба метода различий не имеют.

Сначала нужно в обычном режиме разрядить технику до выключения. Потом подключить к заряднику. Во время процедуры интегральная схема батареи описывает предельные рамки зарядки и разрядки, это нужно для предотвращения сбоев в предстоящей работе.

Проводят калибровку 1 раз в 3 месяца.

Заряжают аккумулятор необычным устройством, который шел в комплекте с техникой. Отключать от сети устройство можно, когда индикатор заряда покажет 100%. Для заслуги наибольшей рабочей емкости рекомендуется провести 2-3 повторных цикла «разряд-заряд».

Хранение

Для предотвращения негативных действий на литий-ионный аккумулятор со стороны наружных причин нужно придерживаться таковых правил:

  • на время хранения батарею извлекать из устройства;
  • перед извлечением рекомендуется зарядить аккумулятор до 50%;
  • хранят источник в сухом и холодном месте.

Норма температуры для содержания батареи +15…+17°С. Такие характеристики обеспечивают наивысшую сохранность элемента и его емкости.

Литий-ионные устройства имеют маленький показатель саморазряда, потому хранить их можно наиболее 2 лет. Но избежать утраты емкости нереально, даже выполняя правильные условия хранения. Независимо от того, сколько зарядное не будет употребляться, нужно любые 3 месяца созодать калибровку, а опосля нее возвращать уровень заряда до 50%.

Что не надо созодать с литий-ионными аккумами

Предотвращение перегрева является залогом долговременной работы батареи. Литий – активный щелочной сплав, потому при нагреве в аккуме может начаться реакция, приводящая к воспламенению. Запрещается держать литий-ионные батареи поблизости источников солнечных лучей, батарей и открытого огня. В особенности это касается телефонов и ноутбуков.

Вместе с перегревом недозволено допускать и переохлаждения. Гибельных последствий низкие температуры не вызовут, но понизят емкость батареи.

Запрещено разбирать аккумуляторный элемент. Таковая процедура приводит к воспламенению. Недозволено заряжать элемент в обход контроллера. Исключение делают только в случае, если аккумулятор нужно вывести из состояния глубочайшего разряда.

Источник: 3batareiki.ru

Правила эксплуатации литиевых аккумов

Обладатели разных устройств время от времени испытывают определённые трудности при поиске инфы о правильной эксплуатации аккумов. Этому вопросцу и посвящена данная статья.

Все современные телефоны, телефоны и КПК снабжены аккумами на литиевой базе: литий-ионными либо литий-полимерными, потому в предстоящем речь будет идти конкретно о их. Такие аккумуляторы имеют восхитительную ёмкость и сроки службы, но требуют весьма жёсткого следования определённым правилам эксплуатации. Эти правила можно поделить на две группы:

Не зависящие от юзера

Зависящие от юзера.

В первую группу входят основополагающие правила заряда и разряда аккумов, которые контролируются интегрированным в аккумулятор устройством (контроллером), также время от времени доп контроллером, размещающимся в самом устройстве. Эти правила ординарны:

Аккумулятор всю свою жизнь должен находиться в состоянии, при котором его напряжение не превосходит 4.2 вольта и не опускается ниже 2.7 вольта. Эти напряжения являются показателями соответственно наибольшего (100%) и малого (0%) заряда. Малое напряжение, обозначенное выше, применимо к аккумам с электродами, выполненными из кокса, но большая часть современных аккумов имеет электроды из графита. Для их малое напряжение равно 3 вольта.

Количество энергии, отдаваемой аккумом при изменении его заряда от 100% до 0%, – это его ёмкость. Некие производители ограничивают наибольшее напряжение 4.1 вольтами, при всем этом аккумулятор живёт дольше, но его ёмкость понижается приблизительно на 10%. Также время от времени нижний порог увеличивается до 3.0-3.3 вольт, зависимо от материала электродов, с таковыми же последствиями.

Большая долговечность аккума достигается при приблизительно 45-процентном заряде, а при увеличении либо уменьшении степени заряда срок жизни аккума миниатюризируется. Если заряд находится в границах, которые обеспечивает контроллер аккума (см. выше), изменение долговечности не существенно.

Если в силу событий напряжение на аккуме выходит за границы, обозначенные выше, даже на недолговременное время, срок его жизни драматически миниатюризируется. Такие состояния именуются заряд и переразряд и являются весьма небезопасными для аккума.

Контроллеры аккумов, созданные для различных устройств, если они (контроллеры) сделаны с соответствующим качеством, никогда не разрешают напряжению на аккуме во время заряда стать больше 4.2 вольта, но, зависимо от назначения батареи, могут по-разному ограничивать малое напряжение при разряде. Так, в аккуме, созданном для, скажем, шуруповёрта либо моторчика модели кара, малое напряжение, быстрее всего, будет вправду мало допустимым, а для КПК либо телефона – повыше, ибо малого напряжения в 2.7-3.0 вольт может просто не хватить для работы электроники аксессуара. Потому в сложных устройствах типа телефонов, КПК и т.п. работу контроллера, встроенного в сам аккумулятор, дополняет контроллер в самом устройстве.

Побеседуем о процессе заряда литиевых аккумов. Зарядное устройство хоть какого литиевого аккума представляет собой источник неизменного напряжения в 5 вольт, способный отдавать для заряда ток, равный приблизительно 0.5-1.0 емкости аккума. Так, если емкость аккума равна 1000 mA•h, зарядное устройство обязано обеспечить ток заряда не наименее 500 mA, а номинально – 1 ампер.
Существует несколько режимов заряда литиевых аккумов.
Начнём с режима, являющегося обычным в компании Sony. Этот режим просит долгого времени заряда, сложного контроллера, но обеспечивает более полный заряд аккума. На представленном графике голубым цветом обозначен ток заряда, красноватым – напряжение на аккуме, розовым – степень заряженности аккума в процентах.

На первом шаге зарядки, длящемся примерно 1 час, аккумулятор заряжается током неизменной величины до заслуги напряжения в 4.2 вольта на аккуме. Опосля этого начинается 2-ой шаг, длящийся также около часа, во время которого контроллер, поддерживая напряжение на аккуме ровно в 4.2 вольта, равномерно уменьшает зарядный ток. При уменьшении зарядного тока до определённой величины (порядка 0.2 от ёмкости аккума) начинается 3-ий шаг зарядки, в течение которого зарядный ток продолжает уменьшаться, а напряжение на клеммах аккума сохраняется на прежнем уровне – 4.2 вольта. 3-ий шаг, в отличие от первых 2-ух, имеет строго определенную продолжительность, определяемую интегрированным в контроллер таймером, – 1 час. По истечении третьего шага контроллер на сто процентов отключает аккумулятор от зарядного устройства.
Степень заряженности аккума в конце первого шага равна 70%, в конце второго – 90%, а в конце третьего – 100%.
Почти все компании, стремясь к удешевлению собственных устройств, употребляют облегченные режимы заряда аккумов, к примеру, прекращая заряд при достижении напряжения на аккуме 4.2 вольта, другими словами используя лишь 1-ый шаг зарядки. В этом случае аккумулятор заряжается стремительно, но, как досадно бы это не звучало, лишь до 70% собственной настоящей емкости. Найти, что в вашем устройстве конкретно таковой, облегченный контроллер несложно, – для настоящей зарядки требуется приблизительно 3 часа, не меньше.

Во вторую группу входят правила эксплуатации, на которые мы с вами можем влиять, тем существенно увеличивая либо понижая срок жизни аккума. Эти правила последующие:

необходимо стараться не доводить аккумулятор до малого заряда и, тем наиболее, до состояния, когда машина сама выключается, ну, а если так случилось, то необходимо зарядить аккумулятор как можно быстрее.

не надо страшиться нередких подзарядок, в том числе и частичных, когда полный заряд не достигается – аккуму это не вредит.

вопреки сложившемуся у почти всех юзеров воззрению, перезаряд вредит литиевым аккумам не меньше, а даже больше, чем глубочайший разряд. Контроллер, естественно, ограничивает наибольший уровень заряда, но есть одна тонкость. Отлично понятно, что ёмкость аккумов зависит от температуры. Так, если, к примеру, мы зарядили аккумулятор при комнатной температуре и получили заряд 100%, то при выходе на мороз и остывании машины степень заряженности аккума может снизиться до 80% и ниже. Но быть может и оборотная ситуация. Аккумулятор, заряженный при комнатной температуре до 100%, будучи чуть-чуть нагрет, станет заряженным, скажем, до 105%, а это для него весьма и весьма неблагоприятно. Такие ситуации встречаются при эксплуатации машины, долгое время находящейся в кредле. Во время работы температура аксессуара и совместно с ним аккума увеличивается, а ведь заряд уже полный…
В связи с сиим правило говорит: если Для вас нужно работать в кредле, поначалу отсоедините машинку от зарядки, поработайте на ней, а когда она выйдет на “боевой” температурный режим, подключайте зарядку.
К слову, это правило также касается хозяев ноутбуков и иных девайсов.

Безупречные условия для долгого хранения аккума – это нахождение вне аксессуара с зарядом приблизительно 50%. Исправный аккумулятор при всем этом не просит заботы о для себя месяцами (порядка полугода).

И в итоге еще незначительно инфы.
– Вопреки сложившемуся воззрению, литиевые аккумуляторы, в отличие от никелевых, практически не владеют “эффектом памяти”, потому, так именуемая, “тренировка” новейшего литиевого аккума фактически не имеет смысла. Для собственного успокоения довольно один-два раза на сто процентов зарядить-разрядить новейший аккумулятор. Это необходимо для калибровки доп контроллера.
– Обладатели устройств знают, что можно заряжать батарею как от зарядного устройства, так и от USB. При всем этом часто вызывает недоумение невозможность зарядки от USB. Дело в том, что по “закону” USB-контроллер должен отдавать периферийным устройствам, присоединенным к нему, ток около 500 mA. Но бывают ситуации, когда или сам контроллер не может обеспечить таковой ток, или устройство подключают к USB контроллеру, на котором уже висит какая-то периферия, потребляющая часть мощности. Вот и не хватает тока для зарядки, в особенности если аккумулятор разряжен очень очень.
– Литийсодержащие аккумуляторы ОЧЕНЬ НЕ ЛЮБЯТ ЗАМОРАЖИВАНИЕ. Постоянно пытайтесь избегать использования машиной на сильном морозе – увлечетесь, и аккумулятор придётся поменять. Естественно, если Вы достали машинку из тёплого внутреннего кармашка куртки и сделали пару заметок либо звонков, а позже положили зверя назад, заморочек не будет.
– Практика указывает, что литиевые батареи (не только лишь аккумуляторы) понижают свою ёмкость при уменьшении атмосферного давления (в высокогорье, в самолете). Вреда батареям это не приносит, но знать о этом следует.
– Бывает, что опосля приобретения аккума завышенной ёмкости (скажем, 2200 mA•h заместо штатных 1100 mA•h) машина через пару дней использования новеньким аккумом начинает удивительно себя вести: виснет, отключается, зарядка аккума, вроде, происходит, но как-то удивительно, и т.п. Не исключено, что ваше зарядное устройство, которое с фуррором работает на “родном” аккуме, просто не в состоянии обеспечить достаточный ток зарядки аккума большенный ёмкости. Выход – приобретение зарядного устройства с огромным отдаваемым током (скажем, 2 ампера заместо прежнего 1 ампера).

Источник: 4pda.ru

Можно ли заряжать LiFePO4 АКБ свинцовой зарядкой?

Вопросец на засыпку: можно ли заряжать аккумуляторные батареи LiFePO 4 зарядными устройствами, созданными для свинцово-кислотных аккумов? На теоретическом уровне это может быть, но к каким последствиям приведет таковой опыт, и стоит ли рисковать работоспособностью батареи?

Батарея типа LiFePO 4 с номинальным напряжением 12 В при 100% уровне заряда имеет напряжение 13,3–13,4 В, а ее свинцово-кислотный аналог – 12,6–12,7 В. При уровне заряда 20% литий-железо-фосфатная АКБ держит напряжение порядка 13 В, а свинцово-кислотная батарея схожей емкости – около 11,8 В. Соответственно, спектр напряжений на 80% емкости составляет наименее 0,5 В.

Зарядные устройства для LiFePO 4 батарей ограничивают напряжение аналогично свинцовым зарядникам. Но литиевые ЗУ различаются:

  • наиболее высочайшими значениями напряжения на элемент;
  • серьезными допусками по напряжению;
  • отсутствием промежного (поплавкового) заряда при 100% восполнении доступной емкости.

ЗУ для свинцово-кислотных аккумов предоставляют определенную упругость в плане отключения напряжения, а зарядники для батарей типа LiFePO 4 в отличие от их весьма требовательны к правильной настройке. Это соединено с тем, что литиевые батареи страшатся перезаряда и восполняют лишь ту емкость, которую способны принять. Закачать в их сверхизбыточную емкость с применением импульсов либо остальных способов нереально.

Как работает ЗУ для литиевых аккумов

Зарядники для литиевых частей питания употребляют 2-этапный способ подзарядки CC – CV . Процесс зарядки идет сначала с неизменным током, до данного значения напряжения, а потом – с неизменным напряжением и понижением тока. Таковой принцип зарядки обеспечивает резвое восполнение припаса емкости без угрозы перезаряда. Он употребляется для литий-ионных и остальных видов батарей.

По графику 2-этапного способа зарядки видно, что напряжение быстро вырастает в конце 1 шага. При всем этом зарядный ток резко понижается, и ЗУ перебегает в режим питания.

Как работает ЗУ для свинцово-кислотных батарей

«Умные» зарядные устройства для свинцово-кислотных батарей обычно употребляют особые 3-этапные методы зарядки, рекомендуемые для аккумов Flooded / AGM / Gel:

  1. На 1 шаге идет заряд полным током, и восполняется большая часть емкости – около 80%.
  2. На 2 стадии (абсорбции либо поглощения) ЗУ держит максимально допустимое напряжение и производит подзарядку пониженным током, т.к.
  3. При понижении тока на 10% от мощности ЗУ (либо через 4 часа подзарядки во 2 фазе, если ток не опускается ниже точки перехода) наступает 3 шаг – плавающий либо поплавковый.

Свинцово-кислотные ЗУ в подавляющем большинстве имеют режим сглаживания. У ряда моделей он автоматический, неотключаемый. Литиевым батареям режим сглаживания не нужен. Наиболее того, применение к ним разглаживающего заряда 15 В приводит к невосстанавливаемому повреждению аккумов.

Не считая того, ЗУ для свинцово-кислотных батарей имеют функцию перехода на 1 стадию при понижении напряжения в процессе зарядки. Напряжение свинцово-кислотных АКБ при полном заряде составляет 12,7 В. На 3 шаге процесса зарядки ЗУ поддерживает напряжение 13,3 –13,8 В и перегрузки, работающие в этот момент.

При увеличении нагрузок выше предельной выходной мощности ЗУ напряжение АКБ понижается. Когда оно добивается напряжения «возврата к 1 стадии» – 12,5–12,7 В, инициируется новейший цикл зарядки. Для литиевых АКБ это напряжение весьма низкое и соответствует уровню заряда 10–15%. Для их нужны остальные значения общего напряжения – 13,1–13,2 В.

Некие ЗУ для свинцовых батарей при запуске определяют напряжение АКБ и на основании этих данных начинают процесс подзарядки с определенного шага. Литиевые АКБ задерживают напряжение наиболее 13 В, воспринимаются таковыми ЗУ как практически заряженные и перебегают сходу в 3 стадию зарядки.

На теоретическом уровне употреблять свинцово-кислотные ЗУ для зарядки литиевых АКБ можно, если применяемый зарядник дозволяет отключить «режим сглаживания» и установить для зарядки напряжение не выше 14,6 В. Но! Таковым ЗУ можно пользоваться для обыкновенной зарядки, а потом непременно отключить. Недозволено оставлять его присоединенным для обслуживания либо хранения литиевой АКБ, т.к. подобные зарядники не способны поддерживать корректный метод зарядки для аккумов на базе лития. В неприятном случае батарея будет невозвратно повреждена.

Чтоб не допустить понижения емкости литиевой батареи, сокращения срока ее службы либо полного выхода из строя, для ее зарядки лучше употреблять особое ЗУ с пригодным методом зарядки – 2-этапным, по способу CC – CV .


Источник: virtustec.ru

Можно ли заряжать литиевые аккумуляторы автомобильной зарядкой

Как верно заряжать литиевые (литий-ионные), литий-полимерные и литий-фосфатные (LiFePO) элементы? Можно ли употреблять для этого зарядку от свинцовых батарей? Что могут зарядки, идущие в комплекте с аккумами?

Необходимо подчеркнуть, что в принципе и существует-то всего два метода зарядки, это стабилизированным током либо стабилизированным напряжением:

1. Для свинцовых авто аккумов в зарядных устройствах обычно реализован метод зарядки стабилизированным напряжением – например, обыденный авто стабилизатор пробует поддержать напряжение на выходе 13,6 вольт, а ток ограничен “не специально”, а самой конструкцией устройства (непосредственно, шириной проволки в трансформаторе).
2. Для литиевых же частей нужен режим зарядки стабилизированным током, а напряжение в процессе таковой зарядки будет равномерно расти! При всем этом, если напряжение зарядки найти просто, то как выяснить рекомендованный ток зарядки?! Обычно, сам производитель предписывает зарядный ток (от 0.2 C до 0.7 C) зависимо от емкости аккума (по-английски “Capacity”).

Про “Capacity” охото разъяснить подробнее, потому что почти все не соображают этот вопросец: итак, если у меня батарейка на 36в 13Ач, то её емкость (“Capacity”) какая? Емкость у неё, как я и произнес – 13 ампер*часов, т.е. ток для неё будет 13 ампер. Либо ток 1С = 13А, для данной моей батарейки!
А если 2-ая моя батарейка на 20Ач, то для неё 1С=20А….. понятно?

Ага, если понятно, то едем далее! Для литиевых батареек, которые у нас есть в продаже, производитель советует режим зарядки не наиболее 0,5С – т.е. батареи емкостью 13Ач следует заряжать током не наиболее 6,5 ампер.

Но чем определяется окончание зарядки, и что обязано происходить с током на крайнем шаге зарядки, когда на элементе уже получено очень допустимое напряжение? Более всераспространены два метода:

1. Базисный метод зарядки советует последующее: при достижении наибольшего значения напряжения на элементе (обычно это 4,2 вольта на каждую ячейку), система зарядки выходит из режима стабилизации тока и перебегает в режим стабилизации напряжения, на 10% ниже наибольшего значения (т.е. 4,2v – 10 % = 3,78v). Такое сложное действие не любому понятно, а почти все даже спрашивают, не потечет ли в это время ток в оборотную сторону?! Но, всё правильно, если учесть “химические” нюансы зарядки – при достижении 4,2 вольт, батарейка совсем не является на сто процентов заряженной! Напротив, к этому моменту зарядились лишь самые “плохие и слабые” элементы (которые и разрядятся сначала), а основная масса “хороших и емких” частей продолжает заряжаться (просто, делают они это медлительнее “плохих”)! Обычно, от 40 до 70% массы батареи заряжается медлительно…
2. Другой метод предписывает всю зарядку производить стабилизированным током 0,18С. А при достижении наибольшего напряжения (4,2 вольта на элемент), прекращать зарядку, т.к. к этому моменту уже все элементы будут заряжены…..

Смотря на эти два метода, попробуйте отыскать меж ними разницу! Понятно, что 1-ый метод резвый, а 2-ой неспешный! Резонно Вы сможете спросить, а почему бы не заряжать током 0,5С до наибольшего значения, а потом ещё пару часиков так на зарядке подержать? Вышел бы общий для 2-ух алгоритмов метод?

Естественно, же нет! Хотя, сиим методом и происходит обычно зарядка лития от блока питания для свинцовых батарей – таковой источник дает ток в 0,5С – 2С и не имеет самостоятельного выключения в конце зарядки! В специальной литературе обозначено, что это приводит к ускоренному сокращению количества “медленных” частиц и, соответственно, к утраты общей емкости.

Принципиально! Если Вы собираетесь употреблять зарядку от свинцовых аккумов для лития, то Вы должны избрать зарядное устройство по току не наиболее 0,2С и останавливать зарядку но напряжению либо хотя бы по времени!

К счастью, те литивые батареи, которые имеются у нас в продаже, постоянно снабжены необычным блоком зарядки, рекомендованным производителем! Это гарантирует очень вероятный срок их службы и удобство эксплуатации. Расскажу для примера, о источнике питания, который поставляется вместе с литий-ионным аккумом 36вольт 13 ампер-часов: вся индикация процесса зарядки построена на одном светодиоде, который указывает последующие значения:
1. Красноватый – фаза зарядки стабилизированным током.
2. Мигающий фиолетовый – фаза зарядки стабилизированным напряжением.
3. Фиолетовый – зарядка окончена (режим стабилизированного напряжения, потребление наименее 0,1С)

Возможно, в большинстве остальных источников для зарядки литиевых аккумов имеется похожий метод индикации и эти сигналы могут быть Для вас полезны, для осознания действий происходящих снутри батареи!

Источник: www.velomotor.net

Правила эксплуатации литиевых аккумов

Обладатели разных устройств время от времени испытывают определённые трудности при поиске инфы о правильной эксплуатации аккумов. Этому вопросцу и посвящена данная статья.

Все современные телефоны, телефоны и КПК снабжены аккумами на литиевой базе: литий-ионными либо литий-полимерными, потому в предстоящем речь будет идти конкретно о их. Такие аккумуляторы имеют восхитительную ёмкость и сроки службы, но требуют весьма жёсткого следования определённым правилам эксплуатации. Эти правила можно поделить на две группы:

Не зависящие от юзера

Зависящие от юзера.

В первую группу входят основополагающие правила заряда и разряда аккумов, которые контролируются интегрированным в аккумулятор устройством (контроллером), также время от времени доп контроллером, размещающимся в самом устройстве. Эти правила ординарны:

Аккумулятор всю свою жизнь должен находиться в состоянии, при котором его напряжение не превосходит 4.2 вольта и не опускается ниже 2.7 вольта. Эти напряжения являются показателями соответственно наибольшего (100%) и малого (0%) заряда. Малое напряжение, обозначенное выше, применимо к аккумам с электродами, выполненными из кокса, но большая часть современных аккумов имеет электроды из графита. Для их малое напряжение равно 3 вольта.

Количество энергии, отдаваемой аккумом при изменении его заряда от 100% до 0%, – это его ёмкость. Некие производители ограничивают наибольшее напряжение 4.1 вольтами, при всем этом аккумулятор живёт дольше, но его ёмкость понижается приблизительно на 10%. Также время от времени нижний порог увеличивается до 3.0-3.3 вольт, зависимо от материала электродов, с таковыми же последствиями.

Большая долговечность аккума достигается при приблизительно 45-процентном заряде, а при увеличении либо уменьшении степени заряда срок жизни аккума миниатюризируется. Если заряд находится в границах, которые обеспечивает контроллер аккума (см. выше), изменение долговечности не существенно.

Если в силу событий напряжение на аккуме выходит за границы, обозначенные выше, даже на недолговременное время, срок его жизни драматически миниатюризируется. Такие состояния именуются заряд и переразряд и являются весьма небезопасными для аккума.

Контроллеры аккумов, созданные для различных устройств, если они (контроллеры) сделаны с соответствующим качеством, никогда не разрешают напряжению на аккуме во время заряда стать больше 4.2 вольта, но, зависимо от назначения батареи, могут по-разному ограничивать малое напряжение при разряде. Так, в аккуме, созданном для, скажем, шуруповёрта либо моторчика модели кара, малое напряжение, быстрее всего, будет вправду мало допустимым, а для КПК либо телефона – повыше, ибо малого напряжения в 2.7-3.0 вольт может просто не хватить для работы электроники аксессуара. Потому в сложных устройствах типа телефонов, КПК и т.п. работу контроллера, встроенного в сам аккумулятор, дополняет контроллер в самом устройстве.

Побеседуем о процессе заряда литиевых аккумов. Зарядное устройство хоть какого литиевого аккума представляет собой источник неизменного напряжения в 5 вольт, способный отдавать для заряда ток, равный приблизительно 0.5-1.0 емкости аккума. Так, если емкость аккума равна 1000 mA•h, зарядное устройство обязано обеспечить ток заряда не наименее 500 mA, а номинально – 1 ампер.
Существует несколько режимов заряда литиевых аккумов.
Начнём с режима, являющегося обычным в компании Sony. Этот режим просит долгого времени заряда, сложного контроллера, но обеспечивает более полный заряд аккума. На представленном графике голубым цветом обозначен ток заряда, красноватым – напряжение на аккуме, розовым – степень заряженности аккума в процентах.

На первом шаге зарядки, длящемся примерно 1 час, аккумулятор заряжается током неизменной величины до заслуги напряжения в 4.2 вольта на аккуме. Опосля этого начинается 2-ой шаг, длящийся также около часа, во время которого контроллер, поддерживая напряжение на аккуме ровно в 4.2 вольта, равномерно уменьшает зарядный ток. При уменьшении зарядного тока до определённой величины (порядка 0.2 от ёмкости аккума) начинается 3-ий шаг зарядки, в течение которого зарядный ток продолжает уменьшаться, а напряжение на клеммах аккума сохраняется на прежнем уровне – 4.2 вольта. 3-ий шаг, в отличие от первых 2-ух, имеет строго определенную продолжительность, определяемую интегрированным в контроллер таймером, – 1 час. По истечении третьего шага контроллер на сто процентов отключает аккумулятор от зарядного устройства.
Степень заряженности аккума в конце первого шага равна 70%, в конце второго – 90%, а в конце третьего – 100%.
Почти все компании, стремясь к удешевлению собственных устройств, употребляют облегченные режимы заряда аккумов, к примеру, прекращая заряд при достижении напряжения на аккуме 4.2 вольта, другими словами используя лишь 1-ый шаг зарядки. В этом случае аккумулятор заряжается стремительно, но, как досадно бы это не звучало, лишь до 70% собственной настоящей емкости. Найти, что в вашем устройстве конкретно таковой, облегченный контроллер несложно, – для настоящей зарядки требуется приблизительно 3 часа, не меньше.

Во вторую группу входят правила эксплуатации, на которые мы с вами можем влиять, тем существенно увеличивая либо понижая срок жизни аккума. Эти правила последующие:

необходимо стараться не доводить аккумулятор до малого заряда и, тем наиболее, до состояния, когда машина сама выключается, ну, а если так случилось, то необходимо зарядить аккумулятор как можно быстрее.

не надо страшиться нередких подзарядок, в том числе и частичных, когда полный заряд не достигается – аккуму это не вредит.

вопреки сложившемуся у почти всех юзеров воззрению, перезаряд вредит литиевым аккумам не меньше, а даже больше, чем глубочайший разряд. Контроллер, естественно, ограничивает наибольший уровень заряда, но есть одна тонкость. Отлично понятно, что ёмкость аккумов зависит от температуры. Так, если, к примеру, мы зарядили аккумулятор при комнатной температуре и получили заряд 100%, то при выходе на мороз и остывании машины степень заряженности аккума может снизиться до 80% и ниже. Но быть может и оборотная ситуация. Аккумулятор, заряженный при комнатной температуре до 100%, будучи чуть-чуть нагрет, станет заряженным, скажем, до 105%, а это для него весьма и весьма неблагоприятно. Такие ситуации встречаются при эксплуатации машины, долгое время находящейся в кредле. Во время работы температура аксессуара и совместно с ним аккума увеличивается, а ведь заряд уже полный…
В связи с сиим правило говорит: если Для вас нужно работать в кредле, поначалу отсоедините машинку от зарядки, поработайте на ней, а когда она выйдет на “боевой” температурный режим, подключайте зарядку.
К слову, это правило также касается хозяев ноутбуков и иных девайсов.

Безупречные условия для долгого хранения аккума – это нахождение вне аксессуара с зарядом приблизительно 50%. Исправный аккумулятор при всем этом не просит заботы о для себя месяцами (порядка полугода).

И в итоге еще незначительно инфы.
– Вопреки сложившемуся воззрению, литиевые аккумуляторы, в отличие от никелевых, практически не владеют “эффектом памяти”, потому, так именуемая, “тренировка” новейшего литиевого аккума фактически не имеет смысла. Для собственного успокоения довольно один-два раза на сто процентов зарядить-разрядить новейший аккумулятор. Это необходимо для калибровки доп контроллера.
– Обладатели устройств знают, что можно заряжать батарею как от зарядного устройства, так и от USB. При всем этом часто вызывает недоумение невозможность зарядки от USB. Дело в том, что по “закону” USB-контроллер должен отдавать периферийным устройствам, присоединенным к нему, ток около 500 mA. Но бывают ситуации, когда или сам контроллер не может обеспечить таковой ток, или устройство подключают к USB контроллеру, на котором уже висит какая-то периферия, потребляющая часть мощности. Вот и не хватает тока для зарядки, в особенности если аккумулятор разряжен очень очень.
– Литийсодержащие аккумуляторы ОЧЕНЬ НЕ ЛЮБЯТ ЗАМОРАЖИВАНИЕ. Постоянно пытайтесь избегать использования машиной на сильном морозе – увлечетесь, и аккумулятор придётся поменять. Естественно, если Вы достали машинку из тёплого внутреннего кармашка куртки и сделали пару заметок либо звонков, а позже положили зверя назад, заморочек не будет.
– Практика указывает, что литиевые батареи (не только лишь аккумуляторы) понижают свою ёмкость при уменьшении атмосферного давления (в высокогорье, в самолете). Вреда батареям это не приносит, но знать о этом следует.
– Бывает, что опосля приобретения аккума завышенной ёмкости (скажем, 2200 mA•h заместо штатных 1100 mA•h) машина через пару дней использования новеньким аккумом начинает удивительно себя вести: виснет, отключается, зарядка аккума, вроде, происходит, но как-то удивительно, и т.п. Не исключено, что ваше зарядное устройство, которое с фуррором работает на “родном” аккуме, просто не в состоянии обеспечить достаточный ток зарядки аккума большенный ёмкости. Выход – приобретение зарядного устройства с огромным отдаваемым током (скажем, 2 ампера заместо прежнего 1 ампера).

Источник: 4pda.ru

mrAutolife › Блог › ВМ! Зарядка, зарядник для лития.

Инфа о заряднике для лития.
Я брал блок питания (БП), от старенького ДВД проигрывателя на 12 вольт, наибольший ток 2А.

Как то как. Кто прочтет первым, имейте виду я в течении суток дополняю пост и правлю! )))
Если есть вопросцы задавайте, я не кусаюсь)))

В обоих шуриках стоят платы контроля заряда по баночно, плюс датчики температуры. В одном шурике 3 банки 18650- 3S, в черном 5 банок 18650- 5S

Наша страничка на DRIVE2:

Комменты 14

А платы контроля, различные необходимы, либо просто заместо 5 три акума подключить можно?

А ссылку не кинешь? В схемах познаний совершенно не хватает…
Либо по каким аспектам находить, пожалуйста.

Для 18в шуруповерта:
5S 40A LiPo литий-полимерный БМС/PCM/доска Защита печатной платы батареи для 5 пакетов 18650 литий-ионный Батарея ячейки w/баланс
s.aliexpress.com/NnIJr2yu
(from AliExpress Android)

Для 12в шуруповерта:
3 S 25A Li-Ion 18650 BMS PCM защиты аккума доска BMS pcm с Температура переключатель для литий-ионный lipo батарею Пакет
s.aliexpress.com/F7fEbaYv
(from AliExpress Android)

у меня стоит иная плата для 12в шуруповертаё но еслиб я на данный момент покупалё то брал бы эту плату, что я отдал выше ссылку.
Глядеть необходимо чтобы плата могла надзирать напряжение на каждой банке по отдельности, как нижнее так и верхнее напряжение, обычно это от 2,5в до 4,2в

Спасибо, 🙁 мне на 14 в необходимо и как либо на что в описании глядеть. Заблаговременно извиняюсь.
5S, 3S в обозначении это число акумов? Если да тогда я разобрался 🙂

Для 14 можно смело ставить 4 банки, 4,2×4 = 16,8в, мотор выдержит
У меня шурик 18в, но на на сто процентов заряженных банках напряжение 21в
Означает для вас необходимо глядеть плату контроля 4S
Типа такового набора, плата+балансир
(4S 20A литий-ионный БМС PCM 4 s балансировки) Защита аккума доска BMS PCM Balance Board для литиевых LicoO2 Limn2O4 батареи
s.aliexpress.com/zARZRFra
(from AliExpress Android)

Спасибо за ссылку, начал самостиятельно находить мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) вскипел. Нашлос лишь это ru.aliexpress.com/store/p…2010608.0.0.81bf1c1eE6gsT
Подойдёт?

Ампер много, шуруповерт в среднем берет 15-25а, а эта плата на 80а, это много.
Смотрите чтобы было не больше 30-40А, и то я думаю это много.
30А максимум потребляет шуруповерт в самых пиковых отягощениях. Хорошо если на плате будет стоять датчик температуры, который можно расположить меж банками.
Самый обычный спасоб выяснить сколько ампер потребляет шурик, акум отсоединить, и подключить кракодилами к блоку питания с амперметром, выставит 16в и зазажать патрон, и поглядеть потребляемый ток при включении.

Источник: www.drive2.ru